1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2054

Вторая жизнь незарегистрированных акций

Прошел период массового акционирования бывших госпредприятий. Хаотичный рынок акций 1990-х гг. пытались урегулировать Федеральным законом от 10.12.2003 № 174-ФЗ «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона „О рынке ценных бумаг“». Он предписывал зарегистрировать выпуски (эмиссии) акций АО в уполномоченном органе до 28 декабря 2004 г. Не все акционерные общества исполнили указание законодателя. На что могут надеяться акционеры и инвесторы, на руках у которых оказались не подтвержденные государством бумажки, ответил Пленум ВАС РФ в постановлении от 17.12.2009 № 90 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона „О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона „О рынке ценных бумаг“ без государственной регистрации» (далее — постановление № 90). Наметился поворот и в судебной практике, о чем свидетельствует постановление Президиума ВАС РФ, принятое уже в 2010 г.

Обязанность регистрировать выпуски (эмиссии) акций акционерных обществ в уполномоченном государственном органе, которым в настоящее время является Федеральная служба по финансовым рынкам, закреплена в Федеральном законе от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке ценных бумаг).

Отсутствие такой регистрации запрещает оборот акций, сделки с ними недействительны (ничтожны). Несмотря на это имел место оборот акций, не прошедших госрегистрацию. Законодатель пошел навстречу АО, издав Федеральный закон от 10.12.2003 № 174-ФЗ «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона „О рынке ценных бумаг“ без государственной регистрации» (далее — Закон № 174-ФЗ). Этим законом АО предоставили право в течение года с момента его вступления в силу (до 28 декабря 2004 г.) зарегистрировать ранее произведенные выпуски акций и отчеты об итогах их выпуска.

Действие Закона № 174-ФЗ распространялось не на все выпуски ценных бумаг АО, а лишь на выпуски акций, размещенных до вступления в силу Закона о рынке ценных бумаг, то есть до 25 апреля 1996 г.

Исполнение законодательного предписания означало легализацию старых акций и позволяло вовлечь их в гражданский оборот на законных основаниях. Закон № 174-ФЗ оздоровил ситуацию на рынке акций. Но преференцией воспользовались не все.

Ущербные бумаги

До сих пор имеют хождение акции, не прошедшие той самой госрегистрации. Вместе с тем такие акционерные общества продолжают существовать, а их акции продаются и покупаются. Только не все приобретатели знают об ущербности упомянутых ценных бумаг.

Общества, которые не воспользовались правом, предоставленным им Законом № 174-ФЗ, и не зарегистрировали в установленный срок выпуски размещенных акций, подлежат принудительной ликвидации по искам органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц. Отсутствие госрегистрации выпуска акций не является препятствием для добровольной ликвидации или преобразования АО в случае, когда решение о его ликвидации или преобразовании было принято опять-таки до 28 декабря 2004 г.

В связи с этим возникает ряд вопросов.

Что делать с теми акционерными обществами, которые разместили свои акции до 1996 г., но так и не сделали попыток зарегистрировать их выпуск даже после появления Закона № 174-ФЗ?

Что делать с теми АО, которые попытались зарегистрировать выпуски своих акций на основании Закона № 174-ФЗ, но получили обоснованные отказы в госрегистрации от регистрирующих органов и продолжают функционировать, грубо нарушая законодательство?

Каковы теперь должны быть действия уполномоченных государственных органов по разрешению ситуации (акции размещены без госрегистрации их выпуска), способной привести к существенным нарушениям прав и законных интересов акционеров и инвесторов?

На первый взгляд ответы очевидны. В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона № 174-ФЗ все АО, разместившие выпуски своих акций до вступления в силу Закона о рынке ценных бумаг без госрегистрации выпуска и не зарегистрировавшие их до 28 декабря 2004 г., подлежат принудительной ликвидации. Но
есть и другой выход.

Регистрируем сейчас!

Именно такой путь решения проблемы — зарегистрировать нелегитимные акции сейчас — предлагает ВАС РФ в постановлении № 90.

Этого разъяснения ждали давно. Практика отказов в регистрации акций тому подтверждение. Суды становятся последней инстанцией, оценивающей, достойны ли кандидаты на ликвидацию оправдания и можно ли им даровать вторую жизнь.

Логика арбитров

ВАС РФ обратил внимание судов, разбирающих споры об обжаловании решений регистрирующего органа об отказе в госрегистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Закона о рынке ценных бумаг без госрегистрации, на следующий факт. Истечение срока, установленного ч. 1 ст. 1 Закона № 174-ФЗ, не препятствует госрегистрации выпуска акций, поскольку не входит в исчерпывающий перечень оснований для отказа, предусмотренный ст. 21 Закона о рынке ценных бумаг.

Никто не сомневается в праве органов, осуществляющих госрегистрацию юридических лиц, ликвидировать их. Но и у нарушителей есть право на исправление сложившейся ситуации.

Как отметил Пленум ВАС РФ, невыполнение АО обязанности по представлению документов для госрегистрации выпуска акций в срок, установленный абз. 2 ч. 1 ст.  1 Закона № 174-ФЗ, не относится к нарушениям, имеющим неустранимый характер (абз. 3 п. 2 ст. 61 ГК РФ). Поэтому суд может предложить обществу принять меры по устранению этого нарушения путем представления в регистрирующий орган необходимых для государственной регистрации выпуска акций документов. Суд также может отложить судебное разбирательство, руководствуясь ст. 158 АПК РФ, предложив обществу представить в регистрирующий орган необходимые документы не позднее установленного в определении суда срока. При невыполнении указаний суда решается вопрос о ликвидации нарушителя. Имеется в виду, что такое его поведение свидетельствует о грубом нарушении ч. 1 ст. 1 Закона № 174-ФЗ, допущенном обществом при осуществлении своей деятельности.

И самый главный вывод, который сделал Пленум ВАС РФ в постановлении № 90: невыполнение акционерными обществами обязанности по представлению документов для госрегистрации выпуска акций в установленный Законом № 174-ФЗ срок не является основанием для признания совершенных ими по истечении этого срока сделок недействительными.

Судебная практика — 2010

Итак, акции времен приватизации, не прошедшие госрегистрацию, имеют право на жизнь. Это касается и тех АО, которые предпринимали попытки зарегистрировать акции, но получили отказ.

Вектор судебной практики изменился. Подтверждение тому — постановление Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 по делу № 12525/08. В этом споре, закончившемся в пользу АО, оно смогло отбиться от притязаний ФСФР, отказавшей в регистрации акций в 2007 г. Обращение в суд и настойчивость общества, дошедшего до надзорной инстанции, позволили продолжить существование. Определением ВАС РФ от 24.09.2009 № ВАС-12420/09 по делу № А08-4114/2008-3 дарована жизнь другому АО, нарушившему предписания Закона № 174-ФЗ.

Кстати

Основания для отказа

В статье 21 Закона о рынке ценных бумаг перечислены основания для отказа в госрегистрации акций:

• нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству РФ и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству РФ о ценных бумагах;

• несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям Закона о рынке ценных бумаг, Федерального закона и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

• непредставление в течение 30 дней по запросу регистрирующего органа всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг;

• несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям;

• внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).