Куда ушел клиент

| статьи | печать

Доля россиян, потерявших интерес к банковским услугам, увеличилась за последний год на 12% — таковы результаты исследования, проведенного холдингом РОМИР Мониторинг. Быстрее всего редели ряды вкладчиков Сбербанка, частные кредитные учреждения, наоборот, понемногу расширяли круг своих клиентов.

Результаты этого исследования вызвали определенное смущение среди профессионального сообщества. Созданное более года назад Агентство страхования вкладов населения, по мнению экспертов, должно было стереть из памяти наших сограждан воспоминания о временах финансовых пирамид, дефолта и потери вкладов. Но факт остается фактом, половина населения сегодня вообще не пользуются услугами отечественных банков, в прошлом же году число «сомневающихся» составляло 38%.

Причем процент россиян, переставших пользоваться самой популярной банковской услугой — операциями по вкладам (открытие, закрытие счета, получение процентов), сократился на 11%. Это позволяет предположить, что наши сограждане стали проявлять меньший интерес именно к вложению денег в кредитные учреждения, а не к услугам банков в целом.

Наиболее стойкими вкладчиками оказались пенсионеры (21%) и жители городов с населением от 500 тыс. до 1 млн (24%), то есть в основном представители несколько консервативных слоев населения — люди старшего возраста и проживающие в населенных пунктах со средней численностью населения, в которых зарплаты позволяют делать небольшие вклады.

Что же касается других видов банковских услуг, то здесь наблюдался пусть небольшой, но рост.

Доля граждан, получавших за последний год кредиты, возросла с 13 до 14%. Чаще всего занимали деньги в кредитных учреждениях жители Северо-Западного федерального округа (21%) и граждане в самом активном «производственном» возрасте: от 25 до 44 лет (тоже 21%). Кстати, исследование, проведенное Ассоциацией ипотечных брокеров, подтверждает этот результат и немного уточняет его: основными заемщиками являются одинокие женщины данной возрастной группы, самостоятельно растящие одного ребенка. Между прочим, именно к ним банки испытывают наибольшее доверие (в отличие от сильного пола).

Процент россиян, переводивших деньги с помощью банковской системы, также увеличился с 10 до 11%. Больше других переводили свои сбережения жители Сибирского федерального округа (16%), а также граждане с высшим образованием (19%).

Судя по данным исследования, значительная доля населения по-прежнему предпочитает хранить сбережения в иностранной валюте. Процент граждан, проводивших операции по ее обмену, остался на уровне прошлого года (12%).

Наиболее активно покупали зарубежные дензнаки продвинутые граждане: жители Северо-Западного федерального округа (23%), россияне с высшим образованием (19%) и высоким уровнем дохода (23).

Российские пенсионеры, как и раньше, предпочитают нести деньги в Сбербанк (42%), по-прежнему высоко доверие к нему среди людей с начальным образованием (39%).

А вот молодежь скептически относится к услугам государственного монстра, всего лишь 22% опрошенных молодых людей прибегают к его услугам.

Как правило, услуги частных кредитных учреждений востребованы молодыми людьми в возрасте от 25 до 34 лет (12%), а также обладателями высоких доходов (10%).

В целом исследование РОМИР Мониторинг показывает неутешительные для отечественного банковского сектора результаты, который явно сдает свои позиции. По всей вероятности, кроме надежности кредитных учреждений необходимо улучшать качество обслуживания населения: увеличивать ставки по вкладам выше уровня инфляции и расширять спектр предоставляемых услуг.

Частным банкам удается это делать, пора и государственным «броненосцам» развернуться лицом к клиентам.