1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Дыру дырой не залатаешь

Идея объединить дотационные регионы с более сильными в финансовом отношении, прозвучавшая из уст одного из руководителей партии «Единая Россия», противоречит Конституции РФ, которая говорит о равенстве всех субъектов Федерации.

Задачу обеспечения экономической самодостаточности регионов такое предложение не решает, а лишь маскирует сложности. Можно спрятать за средними цифрами укрупненных регионов факты экономического и социального неблагополучия. Можно переименовать самые острые вопросы в местные и переложить ответственность за них с федерального центра на регионы. Но реальные проблемы людей и предприятий, городов и сел не исчезнут.

В последние годы только 12—14 регионов обходились без федеральной финансовой помощи — по одному из каждых 6—7 субъектов Федерации. В федеральных округах, таких как Дальневосточный, Северо-Кавказский, Южный, вообще нет регионов-доноров. Их не к кому присоединять. Поэтому идея объединения по такому принципу абсурдна.

Ликвидация дотационных регионов будет означать и ликвидацию федеральных дотаций регионам. Но, если каждому благополучному региону взять на себя заботу о 5—6 соседях и компенсировать поддержку, получаемую из федерального бюджета, он и им толком не поможет, и свою экономику подорвет. Зато федеральный центр сэкономит деньги и снимет с себя ответственность за решение проблем. Вот какой был бы результат у такой реформы. Она не нужна и неприемлема.

Чтобы решить действительно важную проблему неравенства экономического положения регионов, надо бороться не с внешними ее проявлениями, такими как дотационность бюджетов, а с истинными причинами. Среднедушевые показатели экономического развития, бюджетной обеспеченности, безработицы, состояния социальной сферы, доходов населения различаются между субъектами РФ в десятки раз. На практике это означает для миллионов людей невозможность найти хорошую работу, наладить успешный бизнес, получить качественные соцуслуги там, где они живут.

Сложно согласиться с тем, что вина за это лежит на самих регионах, которые будто бы «не проводят должной работы, чтобы стать самодостаточными». Партия власти располагает абсолютным большинством мест практически во всех законодательных и представительных органах власти, имеет все рычаги, чтобы спрашивать с местных руководителей за развитие экономики, может представлять для назначения более подходящие кандидатуры. Если проблема в пассивности региональных властей, так назначайте других руководителей.

Дотационность подавляющего большинства регионов имеет иные причины, которые простой перекройкой административной карты не решаются.

Во-первых, это концентрация финансовых ресурсов в федеральном центре. Несколько лет назад отменили норму Бюджетного кодекса, согласно которой налоговые доходы должны были распределяться между федеральным центром и регионами 50:50. С тех пор федеральные доходы обогнали региональные примерно в полтора раза. Тем не менее при разграничении полномочий субъектам РФ и местному самоуправлению передали ряд крупных расходных обязательств, в основном в соцсфере, которые не были подкреплены достаточными источниками собственных доходов. В результате региональные и муниципальные финансы напоминают тришкин кафтан.

Во-вторых, нынешняя экономическая политика государства неблагоприятна для развития и модернизации реального сектора. Налоговые, кредитные, тарифные и другие условия таковы, что вкладывать средства в развитие современных производственных проектов во многих регионах невыгодно.

В-третьих, разрыв в развитии регионов ведет к концентрации ресурсов в экономических центрах, где есть финансирование, платежеспособный спрос, инфраструктура и т.д.

Нужно коренным образом изменить региональную политику центра, пересмотреть модель его взаимоотношений с регионами. Они должны строиться не на концепции перераспределения денег, а на концепции гармоничного развития страны.

Каждый бюджетный уровень должен иметь собственную доходную базу, достаточную для выполнения закрепленных за ним функций. Одна из давно назревших мер — зачисление налогов предприятий в бюджеты тех территорий, где они реально работают, а не тех, где находится их головная контора.

Экономическую политику надо нацелить на создание условий, при которых станет выгодно вкладывать деньги не в экспорт сырья и импорт ширпотреба, а в развитие современного производства.

В регионах, находящихся в неблагоприятных экономических условиях, нужно ввести льготный режим хозяйственной деятельности и дополнительные социальные гарантии. Словом, давно пора перейти от латания дыр к политике роста и развития.