Инвесторы ждут российские IPO

| статьи | печать

Российские компании возвращаются к организации IPO, отложенной в начале кризиса из-за нестабильности на финансовых рынках. Крупные предприятия пока не могут найти адекватных для себя объемов инвестиций на внутреннем рынке, поэтому пытаются осуществить первичное публичное размещение на иностранных биржах.

О планах и перспективах первичного публичного размещения российских компаний в 2010 г. эксперты говорили на конференции «Инвестиционный климат и IPO», организованной Лондонской фондовой биржей.

По оценке компании The PBN Company, в 2007 г. Россия стала лидером по привлечению капитала посредством IPO среди европейских стран, получив в общей сложности 29,4 млрд долл. Вслед за ней в рейтинге разместились Великобритания (22 млрд долл.), Германия (11 млрд долл.), Италия (5,8 млрд долл.) и Франция (4,9 млрд долл.). Тогда эксперты прогнозировали, что в 2008 г. российские предприятия будут ставить новые рекорды по IPO. Однако кризис изменил планы бизнесменов: из-за нестабильности на финансовых рынках большинству пришлось отказаться от первичного публичного размещения.

В 2008 г. на IPO вышли всего три компании (против 21-й в 2007 г.), итоги 2009 г. еще меньше: при поддержке Роснано первичное размещение на ММВБ осуществила всего одна компания — ОАО «Институт стволовых клеток человека».

В текущем году компании стали вспоминать про докризисные планы.

В январе на фондовой бирже в Гонконге акции на сумму более 2 млрд руб. разместила российская алюминиевая компания «Русал». Готовятся провести IPO на Лондонской фондовой бирже Сибирская угольная энергетическая компания и холдинг «Профмедиа». Международные эксперты считают, что рынок IPO открыт для российских компаний, и отмечают высокий интерес к отечественным бумагам: «Инвесторы снова обратили внимание на Россию. В ходе размещения „Русала“ был проявлен глобальный интерес, около 600 инвесторов со всего мира обратили внимание на российскую компанию, более чем со 100 инвесторами менеджеры „Русала“ провели индивидуальные встречи», — отметил Ник Кемцопулос, управляющий директор департамента по рынкам акционерного капитала Credit Suisse.

Мировые фондовые площадки активно конкурируют за размещение акций крупных компаний.

По данным исследовательской компании Dealogic, в 2009 г. лидерами по объему средств, полученных от первичного размещения ценных бумаг, стали китайские фондовые биржи. Компании, проводившие IPO в Гонконге, Шанхае и Шэньчжэне, в общей сумме выручили 52 млрд долл. Впервые международный рейтинг финансовых центров возглавила Гонконгская биржа с объемом вырученных средств от первичного размещения в 27 млрд долл. На втором месте прежний лидер — Нью-Йоркская фондовая биржа с суммой привлеченных средств в 17,1 млрд долл. На третьем месте — торговая площадка Шанхая, где эмитенты смогли выручить 14 млрд долл.

Желание крупных российских компаний провести первичное публичное размещение акций на иностранных площадках президент группы ММВБ Константин Корищенко объяснил отсутствием возможности привлечь необходимые объемы финансирования на российских биржах: «Российская структура экономики подразумевает, что у нас есть достаточно большой объем сбережений, но сконцентрирован он весьма неравномерно. Поэтому ожидать, что в настоящее время какие-то крупные институциональные коллективные фонды смогут выступать в роли основных инвесторов на финансовом рынке, не приходится».

К. Корищенко охарактеризовал две основные модели первичного публичного размещения. В первом случае компания, привлекающая капитал, сводится с ограниченным кругом богатых инвесторов, что в значительной степени напоминает частное размещение. Эта модель позволяет предприятиям привлекать большие денежные суммы, причем перспектива вторичного размещения целиком зависит от стратегии инвесторов, скупивших ценные бумаги при IPO. Российские биржи развиваются по второму сценарию, основанному на широком привлечении более мелких инвесторов, значительная часть которых приобретает ценные бумаги для извлечения прибыли на вторичном рынке.

В настоящий момент ММВБ сосредоточилась на развитии рынка инноваций и инвестиций, где сегодня наиболее активно идет процесс подготовки к первичному размещению. При реализации этой программы биржа совместно с Роснано должна осуществлять поддержку высокотехнологичных компаний в процессе подготовки к размещению и обращению их ценных бумаг на ММВБ, готовить и вносить предложения по совершенствованию и изменению нормативно-правовых актов, способствующих развитию российской инновационной инфраструктуры, а также проводить совместные маркетинговые и иные мероприятия и аналитические исследования. «Опыт первого размещения Института стволовых клеток человека показал, что ставка на розничных инвесторов себя оправдывает», — подчеркнул глава ММВБ. ОАО «ИСКЧ» вышло на IPO в декабре 2009 г. Разместив 15 млн акций, институт привлек 142,5 млн руб. Спрос на акции предъявили свыше 300 инвесторов. Большинство из них физические лица. В 2010 г. первичное размещение на рынке инноваций и инвестиций планируют шесть российских предприятий.

Первичные публичные размещения российских компаний в 2007—2010 гг.

Период

Количество компаний

Биржа

Январь 2010

1

Гонконгская фондовая биржа

2009

1

Московская межбанковская валютная биржа

2008

3

Франкфуртская фондовая биржа, Лондонская фондовая биржа, Российская торговая система

2007

21

Лондонская фондовая биржа, Российская торговая система, Московская межбанковская валютная биржа

Источник: «ЭЖ»