Обзор документов («Бухгалтерское приложение», № 04, 2010 г.)

| статьи | печать

Письмо ФНС России от 28.12.2009 № ШС-22-3/978 «О налогообложении целевой финансовой помощи»

Безвозмездная финансовая помощь, предоставляемая безработным гражданам для организации предпринимательской деятельности в целях реализации государственных программ самозанятости, облагается НДФЛ или налогом, взимаемым в связи с применением УСН.

Вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, обязан при определении объекта налогообложения учесть во внереализационных доходах сумму безвозмездной финансовой помощи, полученной на открытие своего дела.

В письме, в частности, сказано: при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Доходы в виде целевых поступлений и финансирования приведены в двух нормах ст. 251 НК РФ. Но ни одна из них не подходит к данной ситуации.

В подпункте 14 п. 1 ст. 251 НК РФ перечислены доходы в виде имущества, полученного по целевому финансированию. Их перечень исчерпывающий. В нем не упомянута безвозмездная финансовая помощь на открытие своего дела. Не подпадают эти средства и под определение целевых поступлений из бюджета (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Что касается тех, кто применяет общий налоговый режим, ст. 217 НК РФ не содержит норм, непосредственно предусматривающих освобождение от обложения НДФЛ финансовой помощи безработным на организацию собственного дела или на самозанятость ( см. текст письма).

Письмо Минфина России от 19.01.2010 № 03-03-06/4/2 «О подтверждении расходов при приобретении работ (услуг) у налогоплательщиков ЕНВД, освобожденных от применения ККТ»

Расходы организации, уплачивающей налог на прибыль, при приобретении работ (услуг) у плательщиков ЕНВД, освобожденных от применения ККТ, подтверждаются отпечатанными ККТ кассовыми чеками или документами, фиксирующими прием денежных средств за товар (работу, услугу), при условии, что такие документы содержат сведения, предусмотренные п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ плательщики ЕНВД, не подпадающие под действие п. 2 и 3 ст. 2 этого закона, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ, могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без ККТ. Обязательное условие: по требованию покупателя (клиента) выдается документ (товарный чек, квитанция), подтверждающий прием денежных средств за товар (работу, услугу). В данном законе также использовано обобщенное название подтверждающего оплату документа — «документ, подтверждающий прием денежных средств» и установлено его содержание (см. текст письма).

Письмо Минфина России от 19.01.2010 № 03-03-06/1/9 «О порядке начисления пеней на сумму авансовых платежей по налогу на прибыль»

Минфин рассмотрел ситуацию, когда у организации за два месяца квартала авансовые платежи уплачены вовремя, за третий не уплачены, но по итогам отчетного периода сумма прибыли меньше суммы авансового платежа, внесенного за первый месяц квартала. Будут ли начисляться пени?

Отвечая на вопрос, Минфин России ссылается на постановление Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 № 47, в котором арбитражным судам, в частности, даны разъяснения о порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам. По мнению высших арбитров, если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого периода, суды должны исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

В Минфине считают, что такой порядок следует применять и когда сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежащих уплате в течение этого отчетного периода. Рекомендации по применению п. 3 ст. 58 и ст. 75 НК РФ получили от Минфина России и налоговики (см. текст письма).