1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2000

Заполняем декларацию по акцизам на нефтепродукты

В связи с тем, что Закон от 21.07.2005 № 107-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» внес существенные изменения в порядок исчисления и уплаты акцизов на прямогонный бензин, стало необходимым переиздание декларации по акцизам на нефтепродукты.

Декларацию по акцизам на нефтепродукты подают организации и предприниматели, которые признаются плательщиками акцизов на:

— автомобильный бензин;

— дизельное топливо;

— моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

— прямогонный бензин. Обновленная декларация включает в себя:

1) титульный лист;

2) Раздел 1 «Сумма акциза на нефтепродукты, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика»;

3) Раздел 2 «Расчет суммы акциза на нефтепродукты»;

4) приложения к декларации:

— № 1 «Сведения об объемах нефтепродуктов, полученных от поставщиков, имеющих свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами»;

— № 2 «Сведения об объемах нефтепродуктов, поставленных лицам, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами»;

— № 3 «Сведения о суммах акциза, уплачиваемых по месту нахождения налогоплательщика и его обособленных подразделений».

Рассмотрим более подробно порядок заполнения декларации.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Теперь он состоит из одной страницы. Из состава реквизитов формы исключены ИНН руководителя и главного бухгалтера.

Страницу с информацией о них тоже заполнять не придется.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

Первое, на что хотелось бы обратить внимание: в строках, где отражаются суммы, подлежащие уплате в бюджет по каждому коду бюджетной классификации, необходимо указывать срок уплаты, по которому должна уплачиваться сумма акциза.

Сроки уплаты акцизов по каждому нефтепродукту потребовалось указывать в связи с тем, что Закон от 21.07.2005 № 107-ФЗ затронул не только сам порядок исчисления акцизов на прямогонный бензин, но и также сроки уплаты акциза и представления декларации. Итак, декларация представляется:

1) налогоплательщиками, имеющими свидетельство на производство, или свидетельство на оптово-розничную реализацию, или только свидетельство на переработку прямогонного бензина, а также налогоплательщиками, не имеющими свидетельства, но совершающими операции, признанные объектом налогообложения в соответствии с подп. 2 и 4 п. 1 ст. 182 НК РФ, — не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;

2) налогоплательщиками, имеющими только свидетельство на оптовую реализацию, — не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;

3) налогоплательщиками, имеющими только свидетельство на розничную реализацию, — не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;

4) налогоплательщиками, совершающими операции с нефтепродуктами, имеющими более одного свидетельства, — не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

ПРИМЕР 1

Организация «А» имеет свидетельство на оптовую реализацию нефтепродуктов. В феврале эта организация закупила 150 т дизельного топлива и 200 т прямогонного бензина.

Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, составит:

по дизельному топливу: 150 тх 1080 руб. = 162 000 руб.,

по приобретенному прямогонному бензину:

200 т х 2657 руб. = 531 400 руб.

Теперь отразим эти суммы в первом разделе декларации.

В строке 010 указывается КБК, на который должны зачисляться акцизы на дизельное топливо: «1 82 1 03 02070 01 0000 110» (см. табл. 1, с. 4).

В строке 030 после слов «Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет (руб.) по сроку уплаты» указывается дата «25.04.2006» и сумма «762 000».

Затем заполним группу показателей для прямогонного бензина.

В строке 010 — КБК «1 82 1 03 02042 01 0000 110».

В строке 030 — дата «25.05.2006» и сумма «537 400».

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

Как и прежде, в нем осуществляется расчет суммы акциза. Из раздела исключены сведения о свидетельствах, выданных налогоплательщикам. В таблице 2.1 рассчитывается налоговая база. Форма данной таблицы изменилась, что позволило сократить в ней количество пустых (то есть не подлежащих заполнению) граф и строк. Но содержание осталось прежним: перечислены все операции с нефтепродуктами, которые признаются объектом налогообложения акцизами в соответствии со ст. 182 НК РФ.

Имейте в виду!

Лица, получившие свидетельство на переработку прямоточного бензина, являются плательщиками акциза при совершении какой-либо из указанных в этой таблице операций с любым из подакцизных нефтепродуктов. Так, например, если организация, производящая продукцию нефтехимии и получившая свидетельство на переработку прямогонного бензина, приобретет в собственность автомобильный бензин, она должна отразить в своей декларации помимо объема приобретенного или произведенного прямогонного бензина также и объемы приобретенного автомобильного бензина.

Из таблицы 2.1 исключены показатели «Реализовано нефтепродуктов на территории Российской Федерации» и «Остатки нефтепродуктов на конец налогового периода».

Непосредственный расчет суммы акциза производится в таблице 2.2. В этой таблице рассчитывается начисленная сумма акциза путем умножения налоговой базы на ставку акциза, затем производятся налоговые вычеты и определяется сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет.

• В п. 7 таблицы 2.2 по строкам 010—050 в графу 5 из таблицы 2.1 нужно перенести данные о налоговой базе:

— в строку 010 перенесем данные по бензину автомобильному с октановым числом до «80» включительно, указанные в строке 100 графы 4 таблицы 2.1;

— в строку 020 перенесем данные по бензину автомобильному с иными октановыми числами, указанные в строке 100 графы 5 таблицы 2.1;

— в строку 030 перенесем данные по дизельному топливу, указанные в строке 100 графы б таблицы 2.1;

— в строку 040 перенесем данные по моторным маслам для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, указанные в строке 100 графы 7 таблицы 2.1;

— в строку 050 перенесем данные по прямогонному бензину, указанные в строке 100 графы 8 таблицы 2.1;

• В п. 8—13 указываются суммы налоговых вычетов.

В п. 8 отражаются суммы акциза, начисленные налогоплательщиком в соответствии с подп. 2—4 п. 1 ст. 182 НК РФ, по подакцизным нефтепродуктам, использованным в производстве других подакцизных нефтепродуктов.

Имейте в виду!

Налогоплательщик имеет право отразить в деклара ции эти вычеты при представлении в налоговый орган предусмотренных п. 9 ст. 201 НК РФ документов, подтверждающих факт передачи самим налогоплательщиком или организацией, оказывающей налогоплательщику услуги по переработке, нефтепродуктов в производство (накладная на внутреннее перемещение, накладная на отпуск материалов на сторону, лимитно-заборная карта, акт приема-передачи сырья на переработку, акт приема-передачи между структурными подразделениями налогоплательщика, акт списания в производство и др.). Перечень этих документов был уточнен Законом от 21.07.2005 № 107-ФЗ.

• В п. 9 указываются данные по показателю «Реализовано на территории Российской Федерации лицам, имеющим свидетельство, нефтепродуктов, факт получения которых покупателем документально подтвержден». В новой редакции декларации при заполнении строк по этому показателю в графе 5 отражаются объемы реализации в натуральном выражении (в тоннах), а в графе 7 — сумма акциза.

Суммы акциза в п. 9 отражаются при представлении налогоплательщиком документов, предусмотренных п. 8 ст. 201 НК РФ, а именно: копии договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство, и реестра счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором покупатель состоит на учете.

К сведению!

Приказ Минфина России от 23.12.2005 № 155н определил порядок проставления отметки и утвердил новую редакцию формы реестра счетов-фактур.

Плательщики акцизов на нефтепродукты заполняют реестры счетов фактур для того, чтобы продавец нефтепродуктов, имеющий свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (кроме свидетельства на розничную реализацию нефтепродуктов и свидетельства на переработку прямогонного бензина), мог получить налоговый вычет при расчете суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет.

Продавец должен представить в свою налоговую инспекцию реестр счетов-фактур, предъявленных покупателю, с отметкой налоговой инспекции покупателя. Для этого налогоплательщик-покупатель должен обратиться в налоговый орган по месту постановки на учете заявлением (в произвольной форме) с просьбой проставить отметку на представленных им реестрах счетов-фактур.

Налоговый орган, получив от покупателя декларацию, в которой отражены сведения о полученных им объемах нефтепродуктов, сверяет эти сведения с реестрами счетов-фактур. Если данные декларации и реестров счетов-фактур совпадут, то на каждой странице первого экземпляра реестра счетов-фактур проставляется штамп.

Реестры счетов-фактур составляются отдельно по каждому поставщику нефтепродуктов. Несоблюдение установленной формы реестра будет основанием для отказа в проставлении налоговым органом покупателя отметки (штампа) на таком реестре. Соответственно продавец утратит право на получение налогового вычета по акцизам.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что вычеты, предусмотренные п. 8 ст. 200 НК РФ и отражаемые в п. 9 декларации, имеет право произвести только тот налогоплательщик, у которого есть свидетельство на производство, оптовую или оптово-розничную реализацию нефтепродуктов.

• В п. 10 указываются суммы акциза, уплаченные лицами, имеющими свидетельство, при ввозе подакцизных нефтепродуктов на таможенную территорию РФ. Эти суммы указываются при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 10 ст. 201 НК РФ.

• В п. 11 отражаются суммы акциза, начисленные налогоплательщиком в соответствии с подп. 2—4 п. 1 ст. 182 НК РФ, по подакцизным нефтепродуктам, реализованным на экспорт, по которым представлены поручительство банка или банковская гарантия.

• В п. 12 отражаются суммы акциза, начисленные в соответствии с подп. 2—4 п. 1 ст. 182 НК РФ лицами, имеющими свидетельство на переработку прямогонного бензина, при дальнейшем использовании этого бензина в качестве сырья для производства продукции нефтехимии.

Эти вычеты могут произвести только лица, имеющие свидетельство на переработку прямогонного бензина, при представлении документов, предусмотренных п. 9 ст. 201 НК РФ. Перечень этих документов аналогичен тому, который требуется представить для получения вычетов начисленной суммы акциза при использовании нефтепродуктов для дальнейшего производства из них других нефтепродуктов (или нефтепродуктов другого качества), отражаемых в п. 8 декларации.

• Изменения затронули и порядок расчета суммы акциза по нефтепродуктам, реализованным на территорию Республики Беларусь. Согласно п. 1 Раздела II Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (являющегося неотъемлемой частью вступившего в силу с 01.01.2005 Соглашения, заключенного между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь) при реализации подакцизных товаров, вывезенных с территории РФ на территорию Республики Беларусь, применяется освобождение от уплаты акцизов.

При утверждении прежней редакции декларации предполагалось, что объемы нефтепродуктов, реализуемые в Белоруссию, в декларации отражаться не должны. Однако участники рынка нефтепродуктов, имеющие свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, обязаны начислять акциз на весь объем приобретенных нефтепродуктов. В то же время в момент их приобретения налогоплательщик может не знать, будут ли эти нефтепродукты (или их часть) реализованы в Белоруссию. Поэтому теперь в декларацию внесено изменение, в соответствии с которым акциз по нефтепродуктам, реализованным в Республику Беларусь, вычитается из общей суммы акциза, начисленной при получении всего объема нефтепродуктов. Суммы акциза, начисленные по нефтепродуктам, фактически отгруженным в Республику Беларусь, отражаются в п. 13 декларации.

• В случае если факт экспорта в Республику Беларусь не будет подтвержден в течение 90 дней со дня реализации, налогоплательщик должен начислить по этим объемам акциз в п. 15 декларации.

Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется в п. 16 декларации как разность от вычитания суммы налоговых вычетов, а также суммы акциза, начисленной по нефтепродуктам, реализованным в Республику Беларусь, из начисленной суммы акциза, полученной в п. 7 декларации.

Если сумма налоговых вычетов превысит начисленную сумму акциза, то сумма превышения отражается в п. 17 декларации.

В таблице 2.3 приводится расчет суммы акциза, подлежащей уплате по месту нахождения обособленного подразделения организации. Этот раздел практически не изменился. Здесь определяется удельный вес обособленных подразделений в общем объеме реализованной продукции в целом по организации. А затем пропорционально этому удельному весу определяется сумма акциза, подлежащая уплате каждым обособленным подразделением.

Как уже было отмечено, в новой редакции декларации сокращен ряд показателей, указывавшихся прежде спра-вочно. Но, наверное, самое существенное изменение для налогоплательщиков — это сокращение количества приложений за счет тех из них, в которых отражались объемы поставок нефтепродуктов лицам, не имеющим свидетельства, и объемы получения нефтепродуктов от лиц, не имеющих свидетельства.

Форма приложений претерпела некоторые изменения. Она приведена в соответствие с формой реестра счетов-фактур. Итоговые данные по каждому виду нефтепродуктов перенесены в начало приложения. Затем по каждому счету-фактуре указывается вид нефтепродуктов, код вида подакцизных нефтепродуктов, номер счета-фактуры, дата счета-фактуры и объем нефтепродуктов в натуральном выражении.

В Приложении № 3 приводятся сведения о суммах акциза, уплачиваемых по месту нахождения налогоплательщика и всех его обособленных подразделений.

Приведем пример заполнения декларации предприятием, производящим продукцию нефтехимии из приобретенного прямогонного бензина. Предприятие имеет свидетельство на переработку прямогонного бензина.

ПРИМЕР 2

Организация «А», не имеющая обособленных подразделений, приобрела в январе 2006 года 300 т прямогонного бензина и в этом же налоговом периоде произвела из него продукцию нефтехимии.

По приобретенному прямогонному бензину будет начислен акциз в сумме: 300 т х 2657 руб. = 797 100 руб.

При передаче прямогонного бензина в производство начисленная сумма акциза принимается к вычету, к уплате в бюджет: 797 100 руб. - 797 100 руб. = 0 руб.

В первом разделе декларации в строке 010 укажем КБК «1 82 1 03 02042010000110»; в строке 030: срок уплаты «25.04.2006», значение показателя «О».

Таблица 1

Соотношение кодов бюджетной классификации на 2006 год и кодов видов подакцизных нефтепродуктов

Виды подакцизных товаров

Код вида подакцизного товара

Код бюджетной классификации

Бензин автомобильный с октановым числом до «80» включительно

610

1 82 1 03 02041 01 0000 110

Бензин автомобильный с иными октановыми числами

620

Дизельное топливо

630

1 82 1 03 02070 01 0000 110

Масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

640

1 82 1 03 02080 01 0000 110

Прямогонный бензин

650

1 82 1 03 02042 01 0000 110

Таблица 2.1

Раздел 2. Расчет суммы акциза на нефтепродукты

Расчет налоговой базы по операциям, совершаемым на территории Российской Федерации

№ п/п

Показатели

Код строки

Налоговая база, тонн

бензин автомобильныйс октановым числом до «80» включительно (код 610)

бензин автомобильный с иными октановыми числами (код 620)

дизельное топливо (код 630)

моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей (код 640)

прямогонный бензин (код 650)

3.

Получение на территории Российской Федерации нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство (код 31000), в том числе:
(стр.030=стр.040+стр.050+стр.060+стр.070)

030

-

-

-

-

300

3.2

приобретение нефтепродуктов в собственность (код 31200)

050

-

-

-

-

300

6.

Итого по операциям, признаваемым объектом налогообложения, за исключением экспорта
(стр. 100=стр.010+стр.020+стр.030+стр.080+ стр.090).

100

-

-

-

-

300

Таблица 2.2

Расчет суммы акциза

№ п/п

Показатели

Код строки

Код вида подакцизных товаров (нефтепродуктов)

Налоговая база, тонн

Ставка акциза, руб.

Сумма акциза, руб.

1

2

3

4

5

6

7 (6х5)

7.

Сумма акциза, начисленная по операциям, совершаемым на территории Российской Федерации, признаваемым объектом налогообложения, по видам нефтепродуктов

прямогонный бензин

050

650

300

2657

797100

12.

Суммы акциза, начисленные в соответствии с подпунктами 2-4 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации лицами, имеющими свидетельство на переработку прямогонного бензина, при дальнейшем использовании этого бензина в качестве сырья для производства продукции нефтехимии

прямогонный бензин

260

650

300

X

797100

14.

Общая сумма акциза, подлежащая вычету

прямогонный бензин
(стр.360=стр.100+стр.150+стр.200+стр.250+стр.260+310)

360

650

X

X

797100

16.

Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет

прямогонный бензин
(стр.460= стр.050-стр.360+стр.410)

460

650

X

X

0