1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1387

ФАС знает, как определять монопольные сети

Федеральная антимонопольная служба опубликовала на официальном сайте (www.fas.gov.ru) проект методики расчета долей розничных сетей, работающих на региональных и муниципальных продовольственных рынках. Утверждение формулы необходимо для реализации ст. 14 Закона о торговле, запрещающей сетевым магазинам приобретать или арендовать новые площади в рамках территорий, где их доля за предыдущий финансовый год превышает 25%.

Определять долю торговой сети на рынке ФАС предлагает так. Выручку ретейлера нужно разделить на общий объем розничной торговли продовольственными товарами на соответствующем рынке и умножить на 100%.

Информацию об объеме проданных продовольственных товаров должны предоставлять сами торговые сети. Участники рынка опасаются, что с этим могут возникнуть проблемы: сейчас в России всего четыре публичных ретейлера, которые обязаны раскрывать информацию о выручке. Расчеты других магазинов могут быть некорректными.

Показатель общего объема розничной торговли должна формировать Федеральная служба государственной статистики на основе официальной статистической методологии. Закон о торговле, принятый Госдумой 28 декабря 2009 г., вступает в силу 1 февраля 2010 г. Однако антимонопольное ограничение, предусмотренное ст. 14 в отношении муниципальных районов и городских округов, должно вступить в силу с 1 июля 2010 г. Дело в том, что у Росстата нет сведений об объемах торговли на локальных территориях. Пока статистическое ведомство собирает данные только по субъектам Федерации. Методика сбора информации об объемах торговли в муниципальных районах и городских округах в ведомстве имеется, однако до сих пор не решено, кто будет финансировать эту работу.

Еще один момент, который волнует ретейлеров, — официальная статистика не учитывает данные о теневой торговле, в том числе осуществляемой фермерами.

Проект методики расчета долей, разработанный антимонопольным ведомством, должен получить одобрение в Министерстве экономического развития и правительстве. При обсуждении Закона о торговле отмечалось, что создание статистической системы для оценки объемов розничного рынка на уровне районов и городов может занять 2—3 года. Поэтому введение в действие ст. 14 в отношении этих территорий может быть перенесено с 1 июля 2010 г. на более поздний срок.

Между тем ФАС подготовила проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях, указав, что он начнет действовать 1 февраля. Нарушение антимонопольных правил, установленных Законом о торговле, предлагается карать наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., на юридических лиц — в размере от 700 000 до 1 млн руб. Аналогичное наказание ждет ретейлеров, не выполнивших обязанность по обеспечению доступа к информации, предусмотренной торговым законодательством, торговые сети, включившие в договор поставки недопустимые виды вознаграждения или условия, и магазины, побуждающие поставщиков к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров.

Ранее отмечалось, что за нарушение Закона о торговле будет взиматься штраф в виде процента от оборота компаний. Для крупных торговых сетей вариант, предложенный ФАС, наиболее предпочтительный.