1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2749

Налоговые новации — 2010* («Бухгалтерское приложение», № 01, 2010 г.)

Завершаем публикацию таблицы, в которую сведены основные поправки и дополнения в Налоговый кодекс РФ, действующие в РФ в 2010 г. и актуальные для организаций и предпринимателей. В этой части таблицы — продолжение знакомства с поправками в 25-ю главу НК РФ, а также нововведения, связанные с ЕСХН, упрощенной системой налогообложения, в том числе на основе патента, ЕНВД, транспортным налогом и налогом на имущество.

Таблица

Основные изменения в Налоговом кодексе РФ с 1 января 2010 г.

Норма

Суть изменений

Основание

Налог на прибыль организаций

Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами (ст. 280)

Уточнено одно из условий признания ценных бумаг обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ). Ценные бумаги признаются таковыми, если по ним в течение последних трех месяцев, предшествовавших дате совершения налогоплательщиком сделки с этими ценными бумагами, рассчитывалась рыночная котировка, если это предусмотрено применимым законодательством.

По операциям с инвестиционными паями открытых ПИФов, не обращающимися на ОРЦБ, в том числе в случае их приобретения (погашения) у управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим открытый ПИФ, для целей налогообложения принимается фактическая цена сделки, если она соответствует расчетной стоимости инвестиционного пая, определенной в порядке, установленном законодательством РФ об инвестиционных фондах.

По операциям с инвестиционными паями закрытых и интервальных ПИФов, не обращающимися на ОРЦБ, в случае их приобретения у управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим соответствующий ПИФ, принимается фактическая цена сделки, если она соответствует расчетной стоимости инвестиционного пая, определенной в порядке, установленном законодательством РФ об инвестиционных фондах.

Если по законодательству выдача инвестиционных паев ПИФов, ограниченных в обороте, осуществляется не по расчетной стоимости инвестиционного пая, принимается фактическая цена сделки, если она соответствует сумме денежных средств, на которую выдается один инвестиционный пай и которая определена в соответствии с правилами доверительного управления ПИФом без учета предельной границы колебаний (п. 6).

При реализации или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик не вправе списывать на расходы стоимость выбывших ценных бумаг по методу ЛИФО (п. 9)

Федеральный закон от 25.11.2009
№ 281-ФЗ

Особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами (ст. 282)

Расширены и уточнены правила определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами. Приведем некоторые из них.

Операцией РЕПО признается договор, отвечающий требованиям, предъявляемым к договорам репо (далее — договор) Федеральным законом «О рынке ценных бумаг». Первой и второй частями РЕПО признаются первая и вторая части договора соответственно. Обязательства по второй части РЕПО должны возникать при условии исполнения первой части РЕПО

Федеральный закон от 25.11.2009
№ 281-ФЗ

Особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами (ст. 282)

Если условиями операции РЕПО предусматривается право продавца по первой части РЕПО до даты исполнения второй части сделки передавать покупателю по первой части РЕПО в обмен на ценные бумаги, переданные по первой части РЕПО, или на ценные бумаги, в которые они конвертированы, иные ценные бумаги и (или) предусматривается право покупателя по первой части РЕПО потребовать от продавца по первой части РЕПО такой передачи, первоначальные условия первой части РЕПО для целей налогообложения при такой передаче не меняются.

Исполнение второй части РЕПО, в том числе когда оно обусловлено моментом востребования, должно быть осуществлено не позднее года после наступления срока исполнения первой части РЕПО, установленного договором.

Правила настоящей статьи применяются к операциям РЕПО налогоплательщика, совершенным за его счет комиссионерами, поверенными, агентами, доверительными управляющими (в том числе организатора торговли на рынке ценных бумаг и на торгах фондовой биржи) на основании соответствующих гражданско-правовых договоров.

В статье определяется, что считать датами исполнения обеих частей РЕПО, устанавливаются особенности применения и исчисления фактической цены реализации (приобретения) ценной бумаги, изменения даты исполнения обязательств по второй части РЕПО и другие изменения срока РЕПО, а также особенности определения ставки РЕПО и другие нюансы налогообложения.

Важный момент: признание доходов от реализации ценных бумаг и расходов на их приобретение поставлено в зависимость от того, предусмотрена ли договором процедура урегулирования взаимных требований участников сделки РЕПО и осуществлена ли такая процедура надлежащим образом.

Расходы, связанные с заключением и исполнением операций РЕПО, относятся к внереализационным расходам и учитываются в соответствии со ст. 265, 272 и 273 НК РФ (п. 5).

Процедура урегулирования взаимных требований при ненадлежащем исполнении второй части РЕПО должна предусматривать обязанность сторон завершить взаиморасчеты по договору в течение 30 календарных дней с даты исполнения второй части РЕПО.

Эта процедура может также предусматривать право покупателя (продавца) по первой части РЕПО осуществить реализацию (приобретение) в течение указанного срока ценных бумаг, не переданных по второй части РЕПО, с зачетом фактической выручки от реализации (фактических расходов на приобретение) с неисполненными денежными обязательствами по операции РЕПО и (или) предусматривать право покупателя (продавца) по первой части РЕПО отказаться от передачи (принятия) ценных бумаг, не переданных по второй части РЕПО, с зачетом их рыночной стоимости с неисполненными денежными обязательствами по операции РЕПО. При осуществлении такого зачета рыночная (расчетная) стоимость ценных бумаг определяется на дату реализации (приобретения) ценных бумаг или дату отказа от передачи (принятия) ценных бумаг по второй части РЕПО (п. 6).

Под открытием короткой позиции по ценной бумаге понимается реализация (выбытие) ценной бумаги при наличии обязательств налогоплательщика по возврату ценной бумаги, полученной по первой части РЕПО или договору займа. Короткая позиция открывается при условии отсутствия у налогоплательщика ценных бумаг того же выпуска (дополнительного выпуска), инвестиционных паев того же ПИФа, по которым в налоговом учете сформирована, но не признана в качестве расходов стоимость приобретения, определяемая в соответствии со ст. 280 НК РФ.

Открытием короткой позиции не являются:

реализация ценной бумаги по первой (второй) части РЕПО;

передача ценной бумаги заемщику (возврат заимодавцу) по договору займа ценными бумагами;

передача ценной бумаги на возвратной основе в соответствии с условиями, определенными п. 8 настоящей статьи;

Федеральный закон от 25.11.2009
№ 281-ФЗ

Особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами (ст. 282)

конвертация ценных бумаг — объекта операции РЕПО, в том числе в связи с их дроблением или консолидацией или изменением их номинальной стоимости, либо аннулирование индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска таких ценных бумаг, либо изменение индивидуального государственного регистрационного номера выпуска, индивидуального идентификационного номера таких ценных бумаг;

погашение депозитарной расписки при получении представляемых ценных бумаг;

иное выбытие ценной бумаги, доход по которому не включается в налоговую базу.

Приводятся другие особенности, связанные с открытием и закрытием короткой позиции, а также отражением закрытия короткой позиции в учетной политике и особенности переквалификации операции РЕПО для применения настоящего пункта и учета доходов (расходов) при реализации (приобретении) или выбытии ценной бумаги при открытии (закрытии) короткой позиции, в том числе аналитического (п. 9)

Федеральный закон от 25.11.2009
№ 281-ФЗ

Особенности налогообложения при осуществлении операций займа ценными бумагами (ст. 282.1)

1. Ценные бумаги передаются в заем на основании договора займа, заключенного в соответствии с законодательством РФ или законодательством иностранных государств, удовлетворяющего условиям, определенным настоящим пунктом.

Правила настоящей статьи применяются к операциям займа ценными бумагами налогоплательщика, совершенным за его счет комиссионерами, поверенными, агентами, доверительными управляющими на основании соответствующих гражданско-правовых договоров.

Договор займа, выданного (полученного) ценными бумагами, должен предусматривать выплату процентов в денежной форме.

Ставка процента или порядок ее определения устанавливаются условиями договора займа. Для целей определения процентов по договору займа стоимость ценных бумаг, переданных по этому договору, принимается равной рыночной цене соответствующих ценных бумаг на дату заключения договора, а при отсутствии рыночной цены — расчетной цене. Рыночная и расчетная цены ценных бумаг определяются на основании п. 5 и 6 ст. 280 НК РФ соответственно.

В случаях, предусмотренных договором займа, стоимость ценных бумаг, переданных комиссионером, поверенным, агентом клиенту по договору займа, также может определяться по правилам оценки обеспечения клиента по предоставленным займам, установленным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Стоимость ценных бумаг определяется исходя из последней цены ценной бумаги, рассчитанной по указанным правилам в торговый день, определенный в соответствии с документами фондовой биржи.

Датой начала займа является дата перехода права собственности на ценные бумаги при их передаче кредитором заемщику, датой окончания займа является дата перехода права собственности на ценные бумаги при их передаче заемщиком кредитору.

Срок договора займа, выданного (полученного) ценными бумагами, не должен превышать один год.

2. Если договором займа не установлен срок возврата ценных бумаг или он определен моментом востребования (договор займа с открытой датой) и в течение года с даты начала займа ценные бумаги не были возвращены заемщиком кредитору, по истечении года с даты начала займа для целей налогообложения признаются:

— у кредитора — доходы от реализации ценных бумаг, переданных по договору займа, которые рассчитываются исходя из рыночной цены (расчетной цены) ценных бумаг, определяемой в соответствии со ст. 280 НК РФ, на дату начала займа. Расходы кредитора в этом случае определяются на основании п. 2 ст. 280 НК РФ;

— у заемщика — внереализационные доходы в сумме, исчисленной исходя из рыночной цены (расчетной цены) ценных бумаг, определяемой в соответствии со ст. 280 НК РФ, на дату начала займа.

Федеральный закон от 25.11.2009 № 281-ФЗ

При последующей реализации ценных бумаг, полученных по договору займа, расходы на их приобретение признаются равными сумме дохода, включенного в налоговую базу в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Положения настоящего пункта применяются также:

если договором займа определен срок возврата займа, но по истечении года с даты начала займа ценные бумаги не возвращены заемщиком кредитору;

если обязательство по возврату ценных бумаг прекращено выплатой кредитору денежных средств или передачей иного отличного от ценных бумаг имущества.

3. В случае неисполнения или исполнения не в полном объеме обязательств по возврату ценных бумаг по операциям займа ценными бумагами применяется порядок налогообложения, установленный п. 1 ст. 282 НК РФ для операции
РЕПО, в отношении которой допущено ненадлежащее исполнение и не проведена процедура урегулирования взаимных требований.

4. При передаче ценных бумаг в заем и при возврате их из займа финансовый результат для целей налогообложения в соответствии со ст. 280 НК РФ кредитор не определяет, за исключением случаев, установленных настоящей статьей. Расходы на приобретение ценных бумаг, переданных по договору займа, учитываются кредитором при дальнейшей (после возврата займа) реализации (выбытии) указанных бумаг с учетом ст. 280 НК РФ.

5. По договору займа выплаты по ценным бумагам, право на получение которых возникло в период действия договора займа, не признаются доходами заемщика и включаются в доходы кредитора.

Процентный (купонный) доход учитывается при расчете налоговой базы кредитора в соответствии со ст. 250, 271, 273 и 328 НК РФ и не учитывается при определении налоговой базы заемщика по процентному (купонному) доходу по ценным бумагам — объекту займа.

Доходы, определенные настоящим пунктом, облагаются по ставкам, установленным ст. 284 НК РФ. Эти ставки применяются в зависимости от вида ценных бумаг (долгового обязательства).

Положения настоящего пункта не распространяются на кредитора, если ценные бумаги получены по другому договору займа и (или) первой части операции РЕПО.

6. Если договор займа заключен между иностранной организацией (кредитор) и российской организацией (заемщик) и в период его действия по ценным бумагам выплачен процентный (дисконтный) доход либо по акциям (депозитарным распискам, дающим право на получение дивидендов), являющимся предметом займа, выплачены дивиденды, российская организация признается налоговым агентом в отношении доходов в виде дивидендов или процентного (дисконтного) дохода, по которым у источника их выплаты налоговым агентом не удержан налог или налог удержан в сумме меньшей, чем сумма налога, исчисленная для указанной иностранной организации.

7. Проценты, подлежащие получению кредитором по договору займа, признаются внереализационным доходом кредитора, учитываемым в соответствии со ст. 250, 271 и 290 НК РФ.

Проценты, подлежащие уплате заемщиком по договору займа, признаются внереализационным расходом, учитываемым при определении налоговой базы с учетом ст. 265, 269 и 272 НК РФ.

8. При реализации (выбытии) ценных бумаг, полученных по договору займа, применяется п. 9 ст. 282 НК РФ.

9. Порядок обложения, установленный настоящей статьей, не меняется, если между датами начала и окончания займа осуществлены конвертация ценных бумаг — объекта займа, в том числе в связи с их дроблением, консолидацией, изменением их номинальной стоимости, либо аннулирование индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска таких ценных бумаг, либо изменение индивидуального государственного регистрационного номера выпуска, индивидуального идентификационного номера (индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска) ценных бумаг.

Особенности налогообложения при осуществлении операций займа ценными бумагами (ст. 282.1)

10. Налогоплательщики ведут обособленный налоговый учет по ценным бумагам, переданным (полученным) в рамках займов ценными бумагами. Аналитический учет ведется по каждому предоставленному (полученному) займу.

11. Обязательства (требования) по возврату займа ценными бумагами, предметом которого выступают ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, возникающие у заемщика (заимодавца), не подлежат переоценке в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к рублю РФ, установленных ЦБ РФ

Федеральный закон от 25.11.2009
№ 281-ФЗ

Особенности определения доходов клиринговых организаций (ст. 299.1)

1. К доходам налогоплательщиков — клиринговых организаций относятся доходы, предусмотренные ст. 249 и 250 НК РФ, определяемые с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

2. При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:

1) денежные средства и иное имущество, полученные в качестве обеспечения исполнения обязательств участников клиринга, а также от реализации имущества, составляющего такое обеспечение;

2) денежные средства и иное имущество, полученные в целях осуществления расчетов по обязательствам участников клиринга, в том числе по договорам, стороной по которым является клиринговая организация (за исключением денежных средств и иного имущества, которые получены клиринговой организацией в качестве оплаты ее услуг), а также по договорам, предусматривающим реализацию имущества, заключаемым клиринговой организацией в целях исполнения обязательств участников клиринга;

3) денежные средства и иное имущество, полученные от использования фондов, сформированных клиринговой организацией в целях обеспечения исполнения обязательств по гражданско-правовым договорам

Федеральный закон от 25.11.2009
№ 281-ФЗ

Особенности определения расходов клиринговых организаций (ст. 299.2)

1. К расходам налогоплательщиков — клиринговых организаций относятся расходы, предусмотренные ст. 254—269 НК РФ, определяемые с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

2. При определении налоговой базы не учитываются следующие расходы:

1) денежные средства и иное имущество, которые обеспечивают исполнение обязательств участников клиринга и переданы клиринговой организацией в счет исполнения таких обязательств;

2) денежные средства и иное имущество, которые переданы клиринговой организацией участникам клиринга по итогам осуществления клиринга (расчетов), в том числе по договорам, стороной по которым является клиринговая организация, а также по договорам, предусматривающим приобретение имущества, совершаемым клиринговой организацией в целях исполнения обязательств участников клиринга;

3) денежные средства и иное имущество, которые переданы участникам клиринга и которые получены клиринговой организацией от использования фондов, сформированных за счет взносов данных участников клиринга в целях обеспечения исполнения обязательств по гражданско-правовым договорам

Федеральный закон от 25.11.2009
№ 281-ФЗ

Расходы на формирование резервов под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность (ст. 300)

Резервы создаются (корректируются) в отношении каждой ценной бумаги одного выпуска (допвыпуска) ценных бумаг, удовлетворяющего указанным требованиям, независимо от изменения стоимости ценных бумаг других выпусков (допвыпусков).

Для ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, цена приобретения пересчитывается в рублях по официальному курсу ЦБ РФ на дату приобретения ценной бумаги, а рыночная котировка — по официальному курсу ЦБ РФ на дату создания (корректировки) резерва.

Для ценных бумаг, условиями выпуска которых предусмотрено частичное погашение их номинальной стоимости, при формировании (корректировке) резерва по состоянию на конец отчетного (налогового) периода цена приобретения корректируется с учетом доли частичного погашения номинальной стоимости ценной бумаги.

Федеральный закон от 25.11.2009
№ 281-ФЗ

Налогоплательщик — продавец по первой части РЕПО или заимодавец по операции займа ценными бумагами не вправе формировать резервы под обесценение ценных бумаг по ценным бумагам, переданным по операции РЕПО (договору займа).

Налогоплательщик — покупатель по первой части РЕПО или заемщик по операции займа ценными бумагами вправе формировать резервы под обесценение ценных бумаг по ценным бумагам, полученным по операции РЕПО (договору займа)

Срочные сделки. Особенности налогообложения (ст. 301)

Финансовым инструментом срочной сделки признается договор, являющийся производным финансовым инструментом в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг». Перечень видов производных финансовых инструментов устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Не признается финансовым инструментом срочных сделок договор, являющийся производным финансовым инструментом в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», предусматривающий обязанность сторон (стороны) договора периодически или единовременно уплачивать денежные суммы, в том числе в случае предъявления требований другой стороной, в зависимости от изменения значений величин, составляющих официальную статистическую информацию, изменения физических, биологических и (или) химических показателей состояния окружающей среды или изменения значений величин, определяемых на основании одного или совокупности нескольких указанных в настоящем абзаце показателей.

Не признается финансовым инструментом срочных сделок договор, требования по которому не подлежат судебной защите в соответствии с гражданским законодательством РФ. Убытки, полученные от указанных договоров, не учитываются при определении налоговой базы.

В этом же пункте даны определения базисного актива финансовых инструментов срочных сделок и участника срочных сделок (п. 1).

Обязательства по операции с финансовыми инструментами срочных сделок без ее переквалификации могут быть прекращены зачетом (взаимозачетом) однородных требований и обязательств.

Налогообложение сделок, квалифицированных как сделки на поставку предмета, сделки с отсрочкой исполнения, осуществляется в порядке, предусмотренном НК РФ для соответствующих базисных активов таких сделок (п. 2).

В статье также приводятся особенности квалификации различных сделок, дается определение вариационной маржи, объектов и операций хеджирования

Федеральный закон

от 25.11.2009 № 281-ФЗ

Особенности формирования доходов и расходов налогоплательщика по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке (ст. 303)

При признании доходов и расходов налогоплательщика по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, учитываются суммы денежных средств, причитающиеся к получению (подлежащие уплате) в отчетном (налоговом) периоде одним из участников операции с финансовым инструментом срочной сделки при ее исполнении (окончании)

Федеральный закон от 25.11.2009
№ 281-ФЗ

Особенности определения налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (ст. 304)

При осуществлении операции хеджирования доходы (расходы) учитываются при определении налоговой базы, при расчете которой в соответствии с положениями ст. 274 НК РФ учитываются доходы и расходы, связанные с объектом хеджирования.

Приводятся особенности формирования налоговой базы банками и профес­сиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими дилерскую деятельность (включая банки)

Полученные доходы и понесенные расходы по обязательствам (требованиям) из своп-контракта учитываются при определении налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (п. 7)

Федеральный закон от 25.11.2009
№ 281-ФЗ

Особенности оценки для целей налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок (ст. 305)

В отсутствие у организатора торговли информации об интервале цен в дату заключения соответствующей сделки для указанных целей используются данные организатора торговли об интервале цен в дату ближайших торгов, состоявшихся в течение последних трех месяцев (п. 1).

Приводятся критерии признания для целей налогообложения фактической цены финансового инструмента срочной сделки, не обращающегося на организованном рынке

Федеральный закон от 25.11.2009
№ 281-ФЗ

Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию (ст. 318)

К прямым расходам могут быть отнесены расходы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда (п. 1)

Федеральный закон от 24.07.2009
№ 213-ФЗ

Порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст. 324.1)

В специальном расчете (смете) отражается расчет размера ежемесячных отчислений в резерв на оплату отпусков работников исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — страховые взносы в государственные внебюджетные фонды) с этих расходов (п. 1)

Федеральный закон от 24.07.2009
№ 213-ФЗ

Порядок ведения налогового учета по срочным сделкам при применении метода начисления (ст. 326)

Аналитический учет требований (обязательств) по финансовым инструментам срочных сделок налогоплательщики обязаны вести по каждому виду финансовых инструментов срочных сделок. Такой учет ведется раздельно по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке, а также по операциям, совершенным в целях хеджирования.

Данные регистров налогового учета должны содержать в денежном выражении суммы требований (обязательств) налогоплательщика к контрагентам в соответствии с условиями заключенных договоров:

• по поставочным срочным сделкам;

• по расчетным срочным сделкам.

Требования (обязательства) по финансовым инструментам срочных сделок, как обращающимся, так и не обращающимся на организованном рынке, не подлежат текущей переоценке в связи с изменением рыночной цены, рыночной котировки, курса валюты, значений процентных ставок, фондовых индексов или иных показателей базисного актива с учетом положений настоящей статьи.

Разъясняется, в каких случаях в составе налоговой базы учитывается изменение текущей стоимости финансовых инструментов срочных сделок, когда требования (обязательства) по срочным сделкам не подлежат текущей переоценке, и другие особенности налогового учета срочных сделок

Федеральный закон от 25.11.2009
№ 281-ФЗ

Особенности ведения налогового учета доходов (расходов) по операциям РЕПО (ст. 333)

Аналитический учет операций РЕПО ведется на отдельно выделенных для этих целей аналитических регистрах налогового учета в отношении каждой операции, для денежных средств в иностранной валюте — в двойной оценке: в иностранной валюте и рублях.

Учет стоимости ценных бумаг, подлежащих передаче при исполнении второй части РЕПО, осуществляет налогоплательщик — продавец по первой части РЕПО.

Покупатель по первой части РЕПО учитывает стоимость ценных бумаг за период с даты их приобретения по первой части РЕПО по дату их реализации по второй части РЕПО.

В аналитическом учете отражаются дата реализации (приобретения) и стоимость реализованных (приобретенных) ценных бумаг по первой части РЕПО, дата приобретения (реализации) и стоимость ценных бумаг, подлежащих приобретению (реализации) при исполнении второй части РЕПО.

Федеральный закон от 25.11.2009
№ 281-ФЗ

Приводятся особенности налогового учета в ситуации, когда объектом операции РЕПО выступают ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, и другие нюансы

Единый сельскохозяйственный налог

Порядок определения и признания доходов и расходов (ст. 346.5)

При определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на расходы на обязательное и добровольное страхование, которые включают и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (подп. 7 п. 2)

Федеральный закон от 24.07.2009
№ 213-ФЗ

Определение налоговой базы при переходе на уплату ЕСХН (ст. 346.6)

Затраты на приобретение квот (долей) добычи (вылова) водных биологических ресурсов, фактически оплаченные до перехода на уплату ЕСХН и не отнесенные на расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, при переходе на уплату ЕСХН включаются в налоговую базу на дату такого перехода (подп. 7 п. 6)

Федеральный закон от 25.11.2009
№ 275-ФЗ

Упрощенная система налогообложения

Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения (ст. 346.13)

С 1 января 2010 г. по 31 декабря 2012 г. предельный размер дохода налого­плательщика, определяемый в соответствии со ст. 346.15 и с подп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, по итогам отчетного (налогового) периода не должен превышать 60 млн руб. Размер предельного дохода не подлежит индексации (п. 4.1 НК РФ)

Федеральный закон от 19.07.2009
№ 204-ФЗ

Порядок определения расходов (ст. 346.16)

При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на все виды обязательного страхования работников, имущества и ответственности, включая страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (подп. 7 п. 1)

Федеральный закон от 24.07.2009
№ 213-ФЗ

Порядок исчисления и уплаты налога (ст. 346.21)

Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности (п. 3)

Федеральный закон от 24.07.2009
№ 213-ФЗ

Упрощенная система налогообложения на основе патента

Особенности применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента (ст. 346.25.1)

Если в календарном году, в котором налогоплательщик применяет УСН на основе патента, его доходы превысили размер доходов, установленный ст. 346.13 НК РФ, независимо от количества полученных в этом году патентов налогоплательщик утрачивает право на УСН (п. 2.2).

Федеральный закон от 19.07.2009
№ 201-ФЗ

Если вид деятельности, предусмотренный п. 2 настоящей статьи, входит в перечень, установленный п. 2 ст. 346.26 НК РФ, размер потенциально возможного годового дохода не может превышать величину базовой доходности, установленную ст. 346.29 НК РФ в отношении соответствующего вида деятельности, умноженную на 30 (п. 7.1 действует с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2012 г.

При оплате оставшейся части стоимости патента она подлежит уменьшению на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (п. 10)

Федеральный закон от 19.07.2009
№ 204-ФЗ

Единый налог на вмененный доход

Порядок и сроки уплаты единого налога (ст. 346.32)

Сумма ЕНВД, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени при выплате вознаграждений работникам, занятым в сферах деятельности, облагаемых ЕНВД, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности

Федеральный закон от 24.07.2009
№ 213-ФЗ

Налог на имущество организаций

Налогоплательщики (ст. 373)

Плательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ. Организации, не имеющие на балансе основных средств, не обязаны представлять налоговые декларации (п. 1)

Федеральный закон от 30.10.2009
№ 242-ФЗ

Особенности исчисления и уплаты налога в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения (ст. 385.2)

В отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения (ЕСГ), налог (авансовые платежи по налогу) исчисляется (исчисляются) исходя из налоговой базы, определенной в целом по субъекту РФ, и уплачивается (уплачиваются) в бюджеты субъектов РФ по фактическому месту нахождения этого имущества. Это территория соответствующего субъекта РФ, в котором осуществляются добыча, транспортировка, хранение и (или) поставки газа.

Организация — собственник имущества, входящего в состав ЕСГ, обязана обеспечить учет этого имущества с указанием в первичных документах бухгалтерского учета его фактического места нахождения

Федеральный закон от 28.11.2009
№ 284-ФЗ

Налоговая декларация (ст. 386)

Налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговая декларация по налогу в отношении имущества, входящего в состав ЕСГ, представляются в налоговые органы по месту нахождения такого имущества (п. 1)

Федеральный закон от 28.11.2009
№ 284-ФЗ

Транспортный налог

Налоговые ставки (ст. 361)

Субъекты РФ получили право увеличивать (уменьшать) ставки транспортного налога не более чем в десять раз (п. 2).

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса. Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства (п. 3)

Федеральный закон от 28.11.2009
№ 282-ФЗ

Земельный налог

Налогоплательщики (ст. 388)

Плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, только если они признаются объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ (п. 1)

Федеральный закон от 28.11.2009
№ 283-ФЗ

Порядок определения налоговой базы (ст. 391)

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого участка на кадастровый учет (п. 1)

Федеральный закон от 28.11.2009
№ 283-ФЗ

Налоговая декларация (ст. 398)

Организации или индивидуальные предприниматели представляют налоговые декларации и расчеты по авансовым платежам в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых, а также предназначенных для использования в предпринимательской деятельности (п. 1 и 2)

Федеральный закон от 28.11.2009
№ 283-ФЗ