Подчиненные играют, руководители управляют

| статьи | печать

Любые бизнес-технологии не работают и не приносят доход без специалистов. Поэтому руководители ищут таких сотрудников, которые будут обеспечивать успех компании. Достигнуть желаемого менеджеры стремятся путем создания систем мотивации.

Директора компаний не скрывают, что добиться высоких показателей деятельности сотрудников легче всего монетарным способом.

Но, по мнению директора компании «1С-Рарус» Дмитрия Казачкова, денежная мотивация является лучшим вариантом поощрения сотрудников в том случае, если основана на трех критериях: достаточности, ясности и справедливости. Так, сотрудники, качественно выполняя свои должностные обязанности, должны получать зарплату, которой достаточно для полноценной жизни. Они должны знать о перспективах своего карьерного роста, то есть на что можно рассчитывать в этой компании со временем. Каждому необходимо четкое понимание требований организации и знание системы оплаты своего труда.

Руководители так называемых семейных компаний пришли к выводу, что им лучше мотивировать людей не деньгами, а стабильностью занимаемого ими положения.

В таких фирмах на эффективность работы влияют атмосфера внутри компании, личные отношения как руководителя с сотрудниками, так и самих сотрудников между собой. Здесь не строят головокружительных карьер и не удовлетворяют собственные амбиции. Формальное общение не устраивает людей, работающих там.

Тренинг для руководителя

Эффективно использовать мотивацию персонала для продвижения компании и вывода ее на другой, более высокий, уровень можно, если применять баланс поощрений и наказаний, то есть грамотно хвалить или ругать сотрудников. Отсутствие внимания к сотрудникам наносит больший вред их работе, чем постоянные замечания.

Многие менеджеры не рационально распределяют свое внимание, тратят силы и время на разбирательство с сотрудниками, показавшими неудовлетворительный результат. При этом они практически не отмечают положительные результаты в деятельности компании и не поощряют людей, внесших значительный вклад в них. Вследствие этого минусов становится больше.

В любом случае необходимо находить позитив в работе сотрудников. Но не забывать: если хвалить, то при всех, если ругать, то тет-а-тет.

Игры для взрослых

Опыт нескольких компаний свидетельствует о том, что через систему мотивации можно создавать корпоративную культуру, раскрывать способности людей.Так, эффективным инструментом мотивации персонала является игра, направленная на то, чтобы сотрудники, соревнуясь между собой за лучший результат, одновременно сокращали издержки компании, приносили ей дополнительную прибыль.

Например, в компании «Мастерфайбр» все сотрудники играют в «Золотую кенгу». Чемпионом объявляется тот, кто наберет больше всех кенг. Для всех действуют одни и те же правила: принести пользу для компании, например найти клиента, услуги которого обойдутся дешевле, чем у других, и получить за это денежное вознаграждение в 1000 рублей. Такая форма поощрения успешно прижилась в коллективе.

Генеральный директор этой компании Виктор Ралко говорит, что у них предпочитают раскрывать потенциал своих сотрудников всевозможными креативными конкурсами на лучшую идею продвижения продукции компании, на создание корпоративного девиза, вплоть до развития всего бизнеса. Существует особый ящик, куда поступают «звездные» предложения от сотрудников. Потом на совете директоров из них выбирают лучшие. Премия: продвижение по службе, почетная грамота, туристическая поездка.

Анализируя опыт коллег, генеральный директор компании «Евракрафт» Виктор Титлинов исключает игровой способ мотивации. По его мнению, между отделами может возникнуть договоренность. Одни будут работать на этой недели, другие — на следующей.

В их компании каждый работает прежде всего на команду, а потом на себя. Когда кто-то из сотрудников добивается успеха, например менеджер по продажам привлек дополнительного клиента или бухгалтер достойно выстоял налоговую проверку, он звонит в колокольчик. Считается, что такая система оповещения положительно мотивирует, подталкивает к активным действиям тех, кто в меньшей степени уверен в-себе. Так, каждый чувствует, что он в команде и их корабль движется по заданному курсу.

Но в то же время такая система не прикрывает тех, кто хочет увильнуть от работы. Каждый сотрудник ведет статистику своих результатов за неделю, за месяц вне зависимости от того, в каком отделе он работает. Обычно такого рода информация размещается в общем холле на стенде и открыта для всех. В конце года подводятся итоги, по которым сотрудник получает признание от всего коллектива и материальное вознаграждение.

Мнение

Боевой дух в компании зависит не от загородных поездок, а от реально налаженного производства. Поэтому, если вы хотите улучшить атмосферу в компании, сначала наладьте производство.

Владимир Кусакин, президент
компании BusinessForward