Рейдерский каток: кто следующий?

| статьи | печать

По данным МВД РФ, в 2005 году правоохранительные органы завели 346 уголовных дел о незаконных захватах предприятий, что вдвое превышает показатель позапрошлого года. Заведенные дела наконец стали добираться до судов, хоть и с потерями. Из вышеназванного числа уголовных дел до суда доведены 51, выявлены 77 обвиняемых, вынесено 11 приговоров. Причем одни «захватчики» проходят по факту разбоя и массовых беспорядков, а другие — по статье «Мошенничество».

Эксперты советуют: чтобы не быть захваченными, компании, становитесь публичными. Но на самом деле это не спасает. В последнее время даже крупнейшие бизнес-структуры, от которых напрямую зависит среди прочего выполнение приоритетных национальных программ, попадают под рейдерский каток.

Российские власти наконец добрались до одной из самых злободневных проблем экономики — недружественные захваты предприятий или рейдерство. Эту тему регулярно поднимали ведущие СМИ. До недавнего времени государство относилось к ней в основном как к спорам хозяйствующих субъектов. Но, пусть и с опозданием, российские власти задумались о том, что в законодательной сфере имеются значительные пробелы, приводящие к рейдерским акциям. Недавно глава Министерства экономического развития Герман Греф пообещал покончить с незаконным захватом предприятий.

Рейдерство беспокоит власти не само по себе, тем более когда речь идет о смене собственников в среде «мелочевки», где руководство работает по старинке: не заботится о миноритарных акционерах (в первую очередь о своих же работниках, владеющих «бесценными» акциями), не увеличивает уставный капитал, не проводит аудит и т.д. Такими компаниями рейдерам удается овладевать без особого труда.

Но совсем другое дело, когда «захватчики» начинают покушаться на «крупняк». Из последних примеров особенно впечатляет атака на СПК «Развитие», главный актив которой — строительный монстр «Главмосстрой». Возглавил нападение, как уже сообщалось в СМИ, небезызвестный бизнесмен Сулейман Керимов, который к тому же является и депутатом Госдумы РФ.

В итоге одна из крупнейших компаний страны просто выпала из нормального строительного процесса, поставив под удар реализацию приоритетного национального проекта «Доступное жилье», предложенного, кстати, Президентом России.

Но и это, можно сказать, еще цветочки. Эксперты и журналисты указывают на то, что компании, подвластные Сулейману Керимову, активно собирают акции «Газпрома» и Сбербанка. По официальным данным, бизнесмен и его компания «Нафта Москва» является самым крупным частным акционером Сбербанка и вторым — по акциям «Газпрома».

Кроме того, по информации журнала «Форбс», компании Керимова уже начали скупку акций «Норильского никеля», продажа которого государству ожидается уже в ближайшие месяцы.

Насколько выгодно государству иметь знаменитого рейдера в совладельцах крупнейших экономикообразующих предприятий России?

Не секрет, что в европейских странах недружественной считается даже попытка покупки акций компании в обход ее руководства. Именно поэтому европейцы с таким недоверием относятся к российскому бизнесу, практикующему жесткие и конфликтные методы решения проблем. И не поэтому ли в переговорах с международными экономическими организациями в отношении России присутствует настороженность, которую приходится преодолевать Президенту Путину и аппарату МИДа в борьбе за повышение экономической и инвестиционной привлекательности страны?

Однако государство не собирается сидеть сложа руки и планирует приструнить рейдеров. Одним из самых обсуждаемых стал доклад Германа Грефа на заседании совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве России. На нем обсуждалась Концепция развития корпоративного законодательства до 2008 года. Примечательно, что выступление министр начал с заявления о том, что рейдеры, ставшие миллиардерами на незаконном отъеме собственности, вместо того чтобы находиться в местах не столь отдаленных, пребывают почему-то на высших местах в рейтингах. Хочется надеться, что скоро их оттуда попросят.