Просроченные авансы («Бухгалтерское приложение», № 50, 2009 г.)

| статьи | печать

Случаи, когда покупатель перечислил продавцу аванс, а товар не забирает и деньги назад не требует, не часты. Видимо, поэтому многие вопросы, возникающие в такой ситуации, недостаточно урегулированы законодательно.

Ситуация

Организация занимается оптовой торговлей. От покупателя получен аванс, а товар не отгружен. Срок исковой давности истек, покупатель за товаром не приезжает, найти его невозможно. С суммы аванса уплачен НДС. Как поступить с просроченными авансами в бухгалтерском и налоговом учете? Можно ли при списании задолженности начисленный НДС в целях налогообложения прибыли учесть как расход?

Бухгалтерский учет

Получив аванс от покупателя, организация учитывает его в составе кредиторской задолженности (п. 3 и 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Не реже одного раза в год (по решению руководителя можно и чаще) необходимо проводить инвентаризацию кредиторской задолженности (ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, далее — Положение).

Инвентаризационная комиссия подтверждает правильность и обоснованность сумм кредиторской задолженности (подп. «в» п. 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 № 49). По результатам инвентаризации составляется акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме № ИНВ-17, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88.

Выявленные в ходе инвентаризации авансы, по которым истек срок исковой давности, списываются по каждому обязательству на основании данных инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя организации (п. 78 Положения). Просроченная «кредиторка» признается в прочих доходах в отчетном периоде, в котором истек срок исковой давности, в сумме, отраженной в бухгалтерском учете (п. 7, 10.4 и 16 ПБУ 9/99).

При получении аванса организация с его суммы уплатила НДС. При списании кредиторской задолженности в виде аванса сумма налога учитывается в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Это оформляется проводками:

Дебет 62 Кредит 91-1

— списана кредиторская задолженность в сумме полученного аванса;

Дебет 91-2 Кредит 62-НДС (или 76-НДС)

— списан НДС, начисленный при получении аванса.

Согласно п. 18 ст. 250 НК РФ суммы кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям (за исключением случаев, предусмотренных подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ), относятся к внереализационным доходам. Включать в доходы эти суммы следует в последний день отчетного периода, в котором истекает срок исковой давности (п. 1 письма Минфина России от 27.12.2007 № 03-03-06/1/894, письмо УФНС России по г. Москве от 04.07.2008 № 20-12/063584). Проблема в том, что в НК РФ ничего не сказано о том, какую сумму можно включить в доходы — с НДС или без него? Другой вопрос, с которым сталкивается бухгалтер при учете просроченных авансов: что делать с НДС, уплаченным в бюджет с суммы аванса? Официальных разъяснений нам найти не удалось. А у экспертов мнения разошлись.

Версия первая. «Антидискриминационная». В состав доходов включается вся сумма уплаченного аванса вместе с НДС. Сумма налога учитывается в составе расходов в целях налогообложения прибыли. Приверженцы этой позиции считают, что при списании «кредиторки» НДС можно учесть либо в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, либо в составе внереализационных расходов (подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ). Иной подход, по их мнению, приводит к дискриминации налогоплательщиков в зависимости от способа возникновения кредиторской задолженности.

Дискриминация заключается в следующем. Если признать, что НДС, уплаченный с авансов, при списании кредиторской задолженности в расходы не включается, возникает интересная ситуация. По общему правилу покупатель, получивший от продавца товары и счет-фактуру, принимает к вычету НДС, не дожидаясь оплаты (п. 1, 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ). Если покупатель по каким-то причинам налог к вычету не принял и оплату так и не перечислил, он вправе при списании «кредиторки» учесть суммы НДС, относящиеся к этой задолженности, в составе расходов. Основание — подп. 14 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Получается, что налогоплательщики, получившие безвозмездно товары, могут принять НДС к вычету либо включить его в расходы. А налогоплательщики, получившие безвозмездно денежные средства (авансы) и уплатившие НДС, не вправе ни принять его к вычету, ни учесть в расходах.

Рассуждения, безусловно, интересные. Но к дискриминации, о которой сказано в п. 2 ст. 3 НК РФ, они отношения не имеют. В нем сказано, что «налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев». Вряд ли способ возникновения кредиторской задолженности можно считать таким критерием.

Версия вторая. Трансформационная. Это самая остроумная и рискованная версия из всех существующих. Она состоит в том, что при включении в доходы аванса с истекшим сроком давности изменяются природа и налоговая квалификация средств, а значит, и порядок их налогообложения. Вместо аванса, облагаемого НДС и не облагаемого налогом на прибыль, мы имеем безвозмездно полученные средства, не связанные с оплатой товаров. Безвозмездное получение денежных средств не облагается НДС (ст. 146 НК РФ). Но эти средства включаются во внереализационные доходы на основании п. 8 ст. 250 НК РФ. Таким образом, ранее уплаченный с аванса НДС должен быть возвращен налогоплательщику как излишне уплаченный и включен в сумму «кредиторки», которая списывается на доходы в целях налогообложения прибыли.

Версия третья. Редакционная. По нашему мнению, в состав доходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, как и в бухгалтерском учете, включается сумма ранее полученного аванса за минусом суммы НДС, уплаченной в бюджет с этого аванса. Но НДС к вычету не принимается.

Приведем аргументы. Согласно ст. 41 НК РФ сумма НДС, фактически уплаченная в бюджет, не может рассматриваться как экономическая выгода и поэтому не может являться доходом, облагаемым налогом на прибыль. Кроме того, подп. 2 п. 1 ст. 248 НК РФ установлено, что при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные покупателю.

Порядок применения вычетов по НДС установлен в ст. 171 и 172 НК РФ. Они гласят, что НДС, исчисленный и уплаченный в бюджет при получении аванса, предъявляется к вычету либо в момент отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), либо в момент возврата аванса (п. 5 ст. 171 и п. 4 ст. 172 НК РФ).

В нашей ситуации товар не отгружен, аванс не возвращен. Поэтому на вычет претендовать нельзя.

Подтверждение этому есть и в письме Минфина России от 06.06.2005 № 03-04-11/127. Финансисты сослались на п. 6 ст. 172 НК РФ, в котором сказано, что вычеты сумм налога, исчисленные с авансов, производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (в редакции, действующей в настоящее время).

Минфин: всех впускать, никого не выпускать!

Все три перечисленные версии мы «заслали» в Минфин России, попросив финансистов высказать свое мнение. И получили в ответ еще один вариант решения нашей задачи.

Сергей Крючков, советник Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России:

«В налоговом учете суммы кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ, признаются внереализационным доходом. Основанием служит п. 18 ст. 250 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, в связи с истечением срока исковой давности организация обязана при определении налоговой базы по налогу на прибыль включить в состав доходов сумму ранее полученного аванса. Учитывая, что товар не реализован, положения подп. 2 п. 1 ст. 248 НК РФ на эту операцию не распространяются. Поэтому сумма ранее полученного аванса включается в состав доходов с учетом суммы налога на добавленную стоимость.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются суммы налогов и сборов. Списание кредиторской задолженности по полученному авансу подтверждает факт отсутствия реализации.

Согласно подп. 14 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, связанных с производством и реализацией, включаются расходы в виде суммы налогов, относящихся к поставленным МПЗ, работам, услугам, если кредиторская задолженность (обязательства перед кредиторами) по такой поставке списана в отчетном периоде в соответствии с п. 18 ст. 250 НК РФ. То есть налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму НДС только по кредиторской задолженности по МПЗ, работам, услугам, списанной в отчетном периоде в соответствии с п. 18 ст. 250 НК РФ в состав внереализационных расходов.

Возможность учесть в составе внереализационных расходов суммы налога на добавленную стоимость по полученным авансам, списанным в связи с истечением срока давности, главой 25 Налогового кодекса РФ не предусмотрена».

Елена Вихляева, консультант отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России:

«Вычет НДС, исчисленного и уплаченного в бюджет с сумм авансовых платежей, производится в случае их возврата покупателю (п. 5 ст. 171 НК РФ). Принимая во внимание, что в данном случае суммы авансовых платежей не возвращаются, оснований для принятия к вычету налога на добавленную стоимость не имеется».

С учетом разнообразия представленных позиций точку в данном вопросе может поставить только ВАС РФ. Но когда это случится, неизвестно.

О значении инвентаризации

Как правило, инвентаризацию расчетов организации проводят регулярно. Если по каким-то причинам инвентаризация не проводилась и руководитель организации не подписывал приказ о списании просроченной «кредиторки», ее все равно придется включить в доходы. Такой позиции придерживается большинство арбитражных судов (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 14.04.2008 № Ф04-1680/2008(1949-А27-26), от 02.04.2007 № Ф04-1863/2007(32958-А45-40), Восточно-Сибирского округа от 17.10.2007 № А33-14926/06-Ф02-7876/07, Уральского округа от 15.11.2007 № Ф09-9347/07).

Суды считают, что необходима ежегодная инвентаризация расчетов, и указывают, что включать в доходы сумму задолженности нужно в том налоговом периоде, в котором истек срок исковой давности.

Отметим, что есть и судебные решения, в которых арбитры признают, что, пока задолженность не списана, она не включается в доходы. Аргумент: НК РФ не содержит указаний по поводу момента учета просроченной кредиторской задолженности (см. постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.09.2007 № А33-12062/06-Ф02-5493/07, Западно-Сибирского округа от 09.03.2006 № Ф04-8885/2005(20013-А27-3).

ФАС Центрального округа в постановлении от 21.08.2008 № А09-6013/07-24 напомнил: при отсутствии письменного обоснования и приказа у налогоплательщика нет правовых оснований для включения «кредиторки» во внереализационные доходы.