1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 4943

Особенности прокурорских проверок образовательных учреждений

На учебные заведения не распространяются нормы Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В их отношении плановые проверки могут проводиться два раза в три года и чаще. С какими нарушениями сталкиваются проверяющие и какая ответственность грозит нарушителям?

Реализация образовательных программ должна проводиться согласно законодательству об образовании, в частности Закону РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон об образовании) и Федеральному закону от 22.08.96 № 125-ФЗ ­«О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Проверить, насколько соблюдаются нормы и правила в сфере образования, взялась прокуратура.

Что проверяют

Положения учредительных документов (устав, положение). Их в первую очередь подвергают тщательному исследованию на предмет соответствия законодательству. Обязательные положения, которые должны содержаться в учредительном документе, перечислены в ст. 13 Закона об образовании. В частности, в уставе должны быть прописаны правила приема, порядок и основания отчисления обучающихся. При проверке законности установленных условий отчисления нередко выявляются нарушения.

В Костромской области, например, прокуратура выявила незаконные положения, позволяющие отчислить студентов за нарушения правил проживания в общежитии, а также за невыполнение возложенных на них обязанностей беречь природу, воспитывать в себе трудолюбие, постоянно стремиться к повышению общей культуры. Казалось бы, в требованиях нет ничего противоправного. Более того, они направлены на реализацию негласных норм морали. Но отчислить за их несоблюдение образовательное учреждение не вправе.

Обучение может закончиться отчислением, если обучающийся в установленные сроки по неуважительным причинам не выполняет учебный план, нарушает правила внутреннего распорядка. Но не допускается отчисление по инициативе администрации во время болезни обучающегося, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

Важно отметить, что отчислить студента за нарушение порядка оплаты обучения нельзя. По этому вопросу судебные разбирательства состоялись еще в 2004 г. (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.03.2004 № А26-5499/03-27). Тогда суд отметил, что по Федеральному закону от 22.08.96 № 125-ФЗ отчисление студента — это дисциплинарное взыскание, а нарушение порядка оплаты нельзя считать дисциплинарным проступком.

Нарушение условий выплаты стипендий. Если студенты-бюджетники получают стипендии, обязательно проверят размер выплачиваемых средств. Напомним, что размеры государственной поддержки обучаемых установлены постоянно обновляемым Указом Президента РФ от 12.04.93 № 443. Внимательно изучаются и условия выплаты стипендий: они не должны противоречить правилам, содержащимся в типовом положении «О стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки», утвержденном постановлением Правительства РФ от 27.06.2001 № 487. Так, если выплата стипендии зависит от активного участия студента в общественных меро­приятиях (концертах, выставках, творческих конкурсах), такое условие нарушает права учащихся. Подобное нарушение выявили в одном из техникумов искусств.

Издаваемые руководителями приказы и локальные акты. Они как нельзя лучше фиксируют факты незаконных решений. Например, в книге приказов школы г. Климовска установлено, что учащиеся 7—11 классов без согласия законных представителей участвовали в уборке картофеля. С учениками не заключали трудовых договоров, их труд не оплачивали.

Условия проживания в общежитиях. Установление дополнительной платы за электроэнергию для студентов, проживающих в общежитиях и пользующихся личными энергоемкими приборами, также незаконно. То же можно сказать и о правилах, разрешающих вход в общежитие проживающим в нем лицам до 24.00. Жилищное законодательство не содержит подобного запрета и не предоставляет право на его введение образовательным учреждениям.

Законность расходования государственных средств. Проверка на этот предмет обязательна для бюджетных образовательных учреждений. Изучается каждая, даже копеечная трата, а также взаимозависимость лиц, участвующих в сделках. Так, сегодня не пройдет еще недавно процветавшая схема присвоения госсредств, когда образовательное учреждение берет в аренду помещения якобы для образовательных нужд, но фактически ими не пользуется. Подобный договор чреват уголовной статьей (ст. 160 УК «Присвоение или растрата»). Именно так закончилась псевдоаренда Московского государственного университета технологий и управления.

Обязательно проверят законность выдачи ссуд педагогическим работникам. Даже если ссуда выдана за счет внебюджетных средств, например за счет доходов от предпринимательской деятельности заведения, она должна быть предусмотрена в смете доходов и расходов учреждения. Отсутствие нужной статьи расходов в смете указывает на незаконность операции по выдаче ссуд. Напомним, что собственные средства государственного учебного заведения в соответствии с п. 2 ст. 42 Бюджетного кодекса РФ приравниваются по режиму их пользования к бюджетным средствам. В силу ст. 42, 43 и 45 Закона об образовании доходы от предпринимательской деятельности учреждением должны использоваться в соответствии с его уставными целями, в частности, для оказания социальной поддержки нуждающимся студентам, оплаты труда и материального стимулирования работников.

Законность использования автотранспорта, выделенного в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Здесь тоже не без нарушений: есть факты использования образовательны­ми учреждениями школьных автобусов не по назначению, их, в частности, передают в аренду сторонним организациям.

Ответственность ужесточат

С 1 декабря 2009 г. ответственность учебных заведений и должностных лиц, установленная Законом об образовании и КоАП РФ, возрастает. В соответст­вии с новой ст. 5.57 КоАП РФ за незаконный отказ в приеме в образовательное учреждение или отчисление из него предусмотрен штраф от 30 000 до 50 000 руб. — для должностных лиц и от 100 000 до 200 000 руб. — для юридических. За нарушение либо незаконное ограничение прав и свобод обучающихся должностным ли­цам грозит штраф от 10 000 до 30 000 руб., юридическим лицам — от 50 000 до 100 000 руб. При повторном выявлении нарушений должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от года до двух лет.

Новой ст. 19.30 КоАП РФ введена ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ по учебному плану и графику учебного процесса либо незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации. Те организации, которые не имеют госаккредитации, но выдадут документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, привлекут к ответственности. Накажут и тех, кто имееет госаккредитацию, но выдаст документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по образовательным программам, не прошедшим госаккредитации. Введена ответственность за умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации, а также за нарушение установленного порядка проведения государственной (итоговой) аттестации.

В перечисленных случаях образовательному заведению грозит штраф до 200 000 руб., а его руководителю — санкции до 50 000 руб. и дисквалификация.