Правоприменение

| статьи | печать

Устав нашего ООО еще не приведен в соответствие с новейшими изменениями законодательства. В 2-м полугодии 2009 г. один из участников подал заявление о выходе из общества. Как рассчитать действительную стоимость доли для выплаты ему и в какой срок она должна быть выплачена? В нашем обществе действует стандартный устав, положения которого, в том числе в части порядка и последствий выхода из общества, дословно повторяют положения законодательства, действовавшие до 1 июля 2009 г.

Л. Сергеев, Московская обл.

Ситуация типична для многих обществ, поскольку согласно редакции Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО), действовавшей до 1 июля 2009 г., нормы о порядке и последствиях выхода участника из общества имели императивный характер и при этом в обязательном порядке должны были содержаться в уставе общества (п. 2 ст. 12 Закона об ООО в редакции, действовавшей до 1 июля 2009 г.).

Между тем с 1 июля 2009 г. регулирование указанных вопросов согласно Закону об ООО было изменено. Отвечая на вопрос, следует рассмотреть порядок расчета действительной стоимости доли, причитающейся к выплате вышедшему участнику, и срок ее выплаты.

Порядок расчета

Последствия выхода участника из общества согласно законодательству, действовавшему до 1 июля 2009 г., и новой редакции Закона об ООО выглядят практически идентично.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 26 Закона об ООО в редакции, действовавшей до 1 июля 2009 г., «в случае выхода участника общества из общества его доля переходит к обществу с момента подачи заявления о выходе из общества. При этом общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за год, в течение которого было подано заявление о выходе из общества, либо с согласия участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости, а в случае неполной оплаты его вклада в уставный капитал общества действительную стоимость части его доли, пропорциональной оплаченной части вклада».

Согласно п. 6.1 ст. 23 Закона об ООО в действующей редакции «в случае выхода участника общества из общества в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона его доля переходит к обществу. Общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли в уставном капитале общества, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества, или с согласия этого участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости либо в случае неполной оплаты им доли в уставном капитале общества действительную стоимость оплаченной части доли».

Как видим, основных последствий два: переход доли вышедшего участника к обществу и появление у общества обязанности по выплате этому участнику действительной стоимости его доли.

Под действительной стоимостью доли и прежняя, и новая редакции Закона об ООО понимают одно и то же: «Действительная стоимость доли участника общества соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру его доли» (абз. 2 п. 2 ст. 14 Закона об ООО — указанная норма изложена в одинаковой редакции и до 1 июля 2009 г., и в действующем Законе об ООО).

Расчет стоимости чистых активов осуществляется согласно Порядку оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденному приказом Минфина России № 10н и ФКЦБ России № 03-6/пз от 29.01.2003, который в настоящее время применяется и к обществам с ограниченной ответственностью.

Существенным отличием, введенным с 1 июля 2009 г., является определение иного момента, на который должна быть установлена действительная стоимость доли вышедшего участника.

До 1 июля 2009 г. действительная стоимость доли определялась на основании данных бухгалтерской отчетности общества за год, в течение которого было подано заявление о выходе из общества, а с 1 июля она определяется на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества.

То есть, если заявление о выходе подано в III квартале 2009 г., действительная стоимость доли будет определена по данным бухгалтерской отчетности за 1-е полугодие 2009 г., а если в IV квартале 2009 г. — по данным квартальной бухгалтерской отчетности общества на 30 сентября 2009 г.

Следует отметить, что указанная норма императивна и устав общества не может поменять порядок расчета действительной стоимости доли, а также момент, на который она должна быть рассчитана.

Срок выплаты

Более актуальным является вопрос о сроке выплаты действительной стоимости доли вышедшему из общества участнику. Согласно законодательству, действующему с 1 июля 2009 г., в этом вопросе произошли значительные изменения. Законом об ООО установлено, что «общество обязано выплатить участнику общества действительную стоимость его доли или части доли в уставном капитале общества либо выдать ему в натуре имущество такой же стоимости в течение трех месяцев со дня возникновения соответствующей обязанности, если иной срок или порядок выплаты действительной стоимости доли или части доли не предусмотрен уставом общества» (п. 6.1 ст. 23 Закона об ООО в действующей редакции).

Как видим, срок составляет три месяца со дня возникновения обязанности по выплате действительной стоимости доли. Днем возникновения обязанности следует считать дату получения обществом заявления участника о выходе, так как именно с этого дня доля данного участника переходит к обществу (подп. 2 п. 7 ст. 23 Закона об ООО), и также с этой даты возникает встречная обязанность общества произвести бывшему участнику соответствующую выплату.

Особое внимание следует обратить на диспозитивность указанной нормы. Уставом общества может быть предусмотрен «иной срок или порядок выплаты действительной стоимости доли». В рассматриваемой ситуации уставом действительно установлен «иной срок», поскольку согласно Закону об ООО, действовавшему до 1 июля 2009 г., срок составлял шесть месяцев «с момента окончания финансового года, в течение которого подано заявление о выходе из общества, если меньший срок не предусмотрен уставом общества» (п. 3 ст. 26 Закона об ООО в редакции, действовавшей до 1 июля 2009 г.) и в уставе указанная норма была дословно воспроизведена.

При оценке возможности изменения уставом диспозитивной нормы о сроке, предусмотренной п. 6.1 ст. 23 Закона об ООО (в действующей редакции), следует отметить, что Закон об ООО разрешил определить уставом именно иной срок выплаты, а не какие-то иные требования к сроку. Под сроком в данном случае понимается период времени, исчисляемый днями, неделями, месяцами, годами. Только этот период может быть изменен уставом, то есть допустимо сделать его меньше трех месяцев (минимальный предел — один день) или больше трех месяцев (максимальным пределом согласно п. 8 ст. 23 Закона об ООО в действующей редакции является один год). При этом Закон об ООО не разрешает положениями устава изменять дату начала течения указанного срока. Измененный уставом срок в любом случае должен исчисляться с даты возникновения обязанности по выплате, а не с какого-то иного момента, поскольку определять уставом иную дату начала течения срока Закон об ООО не разрешил.

Устав общества с ограниченной ответственностью должен соответствовать законодательству, то есть содержать только положения, не противоречащие Закону об ООО и другим федеральным законам (п. 2 ст. 12 Закона об ООО). Противоречащие Закону об ООО положения устава общества не должны применяться, а согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2008 № 312-ФЗ (далее — Закон № 312-ФЗ) «со дня вступления в силу настоящего Федерального закона уставы и учредительные договоры обществ, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до приведения их в соответствие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и Федеральным законом от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ „Об обществах с ограниченной ответственностью“ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в части, не противоречащей указанным законодательным актам Российской Федерации».

На наш взгляд, в случае дословного воспроизведения в уставе нормы п. 3 ст. 26 Закона об ООО в редакции, действовавшей до 1 июня 2009 г., о шестимесячном сроке, исчисляющемся с момента окончания финансового года, в течение которого подано заявление о выходе из общества, данное положение устава не подлежит применению с 1 июля 2009 г. в силу вышеуказанной нормы п. 3 ст. 5 Закона № 312-ФЗ. В данном случае имеет место противоречие такого положения устава закону, и устав в указанной части не должен применяться. При этом оговорка п. 6.1 ст. 23 Закона об ООО о возможности определения уставом «иного срока» здесь также неприменима. Как указано выше, в данном случае будет иметь место определение не только «иного срока», но и иной даты его начала, а это противоречит императивной норме Закона об ООО.

Диспозитивную норму п. 6.1 ст. 23 Закона об ООО о возможности определить уставом «иной порядок выплаты действительной стоимости доли» также не следует считать разрешением определять иную дату начала течения срока, так как «порядок выплаты действительной стоимости доли» и «порядок определения даты начала течения срока» — различные понятия. Под «иным порядком выплаты действительной стоимости доли» может подразумеваться, например, установление в уставе одного срока для выплаты действительной стоимости доли (деньгами), и другого — для выдачи в натуре имущества такой же стоимости.

В случае подачи участником общества заявления о выходе в 2-м полугодии 2009 г. в тех обществах, уставы которых еще не приведены в соответствие с последними изменениями законодательства, срок выплаты вышедшему участнику действительной стоимости доли составляет три месяца с даты возникновения такой обязанности.