Отдел корпоративных финансов

| статьи | печать

Продолжаем начатый в прошлом году («ЭЖ» № 49, 2005) разговор об организации на предприятии финансового управления и функциональном взаимодействии в его рамках различных подразделений. Сегодня рассмотрим структуру отдела корпоративных финансов, основные задачи его руководителя и требования, предъявляемые со стороны работодателя и нормативных документов к его профессиональным знаниям и навыкам.

расширением деятельности компании, увеличением оборота капитала и количества операций возникает потребность введения системы бюджетирования. Как следствие, выделяется отдельная структура — отдел корпоративных финансов, — которая должна учитывать бюджетные деньги, направлять и проверять их целевое использование.

Основные задачи отдела корпоративных финансов — исполнение бюджета компании и оперативный контроль целевого использования денежных средств, привлечение заемных средств, выпуск и размещение ценных бумаг и другое.

Как подтверждает опыт работы по подбору профессиональных менеджеров в данные звенья финансовой службы, руководителю отдела казначейского исполнения бюджета (или руководителю казначейской службы) помимо общего руководства отделом вменяют следующие обязанности:

  • осуществление методического руководства казначейским исполнением бюджетов;
  • организацию процесса приемки и проверки отчетности от получателей бюджетных средств, а также внешних участников совместных коммерческих проектов об исполнении бюджетов и/или смет расходов;
  • управление банковскими счетами компании, в том числе создание и мониторинг процедуры оплаты денежных счетов по системе платежных распоряжений, управление остатками денежных средств, контроль банковских счетов и платежей;
  • размещение временно свободных средств;
  • составление, исполнение cash-планов и контроль их целевого использования;
  • обеспечение зачисления и целевого расходования ссуд (займов) на покрытие временных кассовых разрывов при исполнении бюджета;
  • отслеживание и документирование внутрифирменных платежей и др.

Наиболее ценными считаются те руководители казначейства, у которых налажены рабочие коммуникации с российскими и западными банками, страховыми компаниями, налоговыми и ИТ-консультантами.

Для профессионалов в этом довольно узком сегменте финансов ключевыми являются знания функционирования рынка ценных бумаг, страхового рынка, офшорных компаний; знания основных типов договоров, прохождения платежей в банковской системе и финансовая математика. Высшее экономическое или финансовое образование является само собой разумеющимся.

Этим требованиям профессиональных навыков и знаний сегодня соответствует очень ограниченный круг менеджеров, а спрос на рынке труда постоянно растет, это приводит к увеличению денежной компенсации для них. Для привлечения на руководящую должность в казначейство менеджерам предлагают в среднем от 4000 до 7000 дол. в месяц.

На предприятиях среднего уровня функции казначейства перераспределены между финансовым, генеральным директорами и главным бухгалтером.

Для крупного бизнеса с широкой филиальной сетью или холдинговых структур характерно выделение казначейства в отдельную структуру. В компаниях, оборот которых около 1-млрд дол., этому же отделу подчиняют подразделение по слияниям и приобретениям. Иногда это подразделение является самостоятельной единицей в структуре финансовой службы. Ему, как правило, ставятся задачи покупки профильных активов, разработки финансовых схем приобретения, выкупа акций, оценки стоимости активов, участия в тендерах.

В обязанности менеджмента подразделения по слияниям и приобретениям (поглощениям) входит, как правило, проведение следующих операций:

● поиск и определение предприятий с целью поглощения, сбор и анализ открытой информации, отраслевой и факторный анализ, создание аналитической схемы и плана поглощения предприятия;

● проведение предпродажного анализа, способствующего формированию объективного представления об объекте инвестирования (вплоть до истории приватизации), оптимизация схем покупки;

● ведение переговоров с собственниками и топ-менеджерами покупаемых предприятий, формирование их мотивации для продажи предприятия;

● взаимодействие с государственными органами и структурами;

● взаимодействие с другими инвесторами в целях соинвестирования.

Большинство работодателей, а также имеющееся законодательство по данным операциям диктуют обязательное наличие у кандидатов на руководящие должности в данное подразделение сертификата оценщика имущества, имущественных прав, бизнеса и земельных участков. Для этих соискателей немаловажным является наличие деловых контактов в различных госучреждениях и службах.

Справка

Менеджер подразделения по слияниям и приобретениям должен знать и уметь применять на практике:

приватизационное законодательство, нормативные документы, регулирующие процедуры приватизации и отчуждения различных предприятий (объектов);

приватизационные процедуры и использование их для получения контроля или покупки интересующего предприятия (объекта);

процедуры банкротства, санации для покупки предприятия;

законодательство, специфику и процедуры создания совместных предприятий (особенно с участием государства).