О «классности» чиновного класса

| статьи | печать

Народная молва утверждает, сколько ни сокращай чиновничий аппарат, а он все равно разрастается. Верность людской мудрости подтверждают многочисленные исследования ученых и даже официальных структур, посвященные административной реформе. Да что там исследования! Президент, в какой регион ни поедет, почти непременно услышит жалобы на засилье и непрошибаемость бюрократии. Вот и пытается глава государства «построить» и «вразумить» армию государевых людей. Но, видно, дело это непростое, если не сказать безнадежное. Еще c петровских времен строили чиновный люд по ранжиру с благой целью — побороть столоначальников.

И сегодня глава государства по-прежнему вынужден призывать чиновников не саботировать труды во благо Отечества.

«Конечно, мы должны работать по закону. По правилам и в соответствии с имеющимися нормативами, — заявил Президент России после посещения морского торгового порта в Усть-Луге (Ленинградская область). — Но мы с вами хорошо знаем, что есть такая форма забастовки и саботажа, которая так и называется — работать по правилам».

, — заявил Президент России после посещения морского торгового порта в Усть-Луге (Ленинградская область). —

А ведь уже выговаривал в сердцах подчиненным, дескать, как попадет важный документ к бюрократам — все останавливается. Попенял да подписал объемный Указ «О Реестре должностей федеральной государственной службы» (№ 1574 от 31.12.2005).

Документ с приложениями к нему о том, кто есть кто, занимает три газетные полосы самого большого формата мелким текстом. В этой табели о рангах 22 раздела о должностях сотрудников Администрации Президента РФ и аппарата правительства, служащих аппаратов двух палат парламента, Конституционного Суда, судов общей юрисдикции, Счетной палаты, арбитражных судов, Центральной избирательной комиссии и даже уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, чиновников других ведомств и структур — от высшей категории «руководители» до ранга «обеспечивающие специалисты». И у всех «классность» — от действительного государственного советника до специалиста 3-го разряда. Неизвестно только, во сколько они обходятся казне.

Мы подняли статистику с 1995 года (см. «К сведению») и сделали это не случайно. Именно тогда главный борец с номенклатурными привилегиями, а ныне самый обеспеченный пенсионер России, возродил петровскую табель о рангах, ставшую по существу очередной пирамидой привилегий. А его преемник в июле 2005 года установил порядок и условия командирования федеральных государственных гражданских служащих. Согласно президентскому Указу чиновникам, занимающим «высшие должности категории «руководители», оплачивают двухкомнатный номер в отеле, возмещают затраты на покупку проездного билета 1-го класса в самолетах и в купе «СВ» в поездах или на сидячее место в вагоне бизнес-класса. Естественно, им оплачивают услуги залов официальных лиц и делегаций.

Путем немудреных арифметических действий получаем, что краткосрочная командировка федерального чиновника не последнего ранга на Дальний Восток обойдется казне в 7—8 среднемесячных зарплат (8236,4 руб. — в январе-— октябре 2005 г., данные Росстата). Возникает совсем непраздный вопрос: «А отдача какая? Так сказать, КПД приласканного столоначальника?»

А чиновников, стремящихся в «очень важные персоны», только в пределах Садового кольца Москвы, по подсчету фонда ИНДЕМ, не менее 25 тысяч. И каждый чутко реагирует на указания начальника, чтобы немедля спустить директиву вниз. Мало кого волнуют интересы страны и общества и даже прозаическая собственная полезность в общих делах. Угодить бы вышестоящему руководству да вовремя отчитаться «по правилам». Кстати, по расчетам экспертов Института государства и права РАН, соотношение легальных и «серых» доходов среднестатистического начальника расценивается как один к пяти.

Всего российским народом, по некоторым данным, правят 1 млн 300 тысяч чиновников (два года назад, до начала административной реформы, их было на 100 тысяч меньше). И это не предел. Ни одно федеральное ведомство не может похвастать полной укомплектованностью штатов. Достаточно зайти на их официальные сайты, чтобы найти вакансию.

Примечательно, что согласно социологическим исследованиям федеральных чиновников за полтора последних года стало в 3 раза больше, чем региональных. В отдельных субъектах Федерации соотношение между ними равно как десять к одному. Местный люд зубами держится за работу в представительствах федеральных структур. И то сказать: зарплата без задержки, классность повышается, стаж набирается, значит, пенсия приличная «светит». А на региональном уровне губернаторы регулярно вводят мораторий на зарплату подчиненным до полного расчета с учителями, медиками и другими бюджетниками. Правда, балуют потом прибавкой должностных окладов. Естественно, на законной основе — образ и подобие федеральной службы повторяются в местных нормативных актах.

Административной реформе и двух лет нет, а уже реформа местного самоуправления подоспела. И построение по ранжиру продолжится, вероятно, на местном плацу — чем муниципальные чиновники хуже своих региональных и федеральных собратьев?

Количество наемных работников и размер зарплат

Зарплата, руб.

%

Здравоохранение

До 1 тыс.

2,7

От 1 до 3 тыс.

31,3

От 3 до 5 тыс.

28,9

От 5 до 9 тыс.

24,5

От 9 до 14 тыс.

9,5

Свыше 14 тыс.

3,1

Всего

4,3 млн человек

Образование

До 1 тыс.

5,3

От 1 до 3 тыс.

32,8

От 3 до 5 тыс.

26,1

От 5 до 9 тыс.

23,6

От 9 до 14 тыс.

8,5

От 14 до 50 тыс..

0,1

Всего

5,8 млн человек

Источник: ЦМАКП по материалам Росстата

К сведению

Расходы консолидированного бюджета РФ на государственное управление и местное самоуправление:

1995 г. — 11,9 млрд рублей; 1996 г. — 17,2; 1997 г. — 29,0; 1998 г. — 31,1; 1999 г. — 46,3; 2000 г. — 72,9; 2001 г. — 111,0; 2002 г. — 149,0; 2003 г. — 183,2; 2004 г. — 223,0; 2005 г. (январь —-октябрь) — 341,3 млрд рублей.

Росстат

Комментарий:

а) без учета таких статей бюджета, как международная деятельность, национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, в которых тоже заложена зарплата аппарата;

б) сведения за 2005 г. даны за минусом штата «обслуживания государственного и муниципального долга», которое теперь отнесено к статье «общегосударственные вопросы», появившейся в статистической отчетности взамен статьи «государственное управление и местное самоуправление».