1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1237

Приказ муниципалитетам: ни шагу назад

Заседание президиума Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления, которое провел в Калининграде Председатель Правительства РФ Владимир Путин, вселило надежду на благополучный исход муниципальной реформы.

Устойчивым источником налоговых поступлений в местные бюджеты глава правительства назвал работу муниципалитетов по развитию малого бизнеса. Он сообщил, что поручил министерствам финансов и регионального развития внимательно изучить вопрос укрепления финансовой базы местного самоуправления. В. Путин предложил продлить льготный порядок приватизации имущества в интересах малого бизнеса и после 1 июля 2010 г.

Малый бизнес — сфера ответственности муниципалитетов

Правительство наконец заметило, что в условиях экономического кризиса особую актуальность и значимость приобрели традиционные и ключевые сферы ответственности: предоставление услуг гражданам, работа жилищно-коммунального хозяйства, поддержка малого и среднего бизнеса, ситуация на рынке труда.

Именно муниципалитеты призваны устранять административные барьеры перед предпринимателями, расширять доступ к муниципальному заказу и обеспечить передачу муниципальных помещений в собственность малым предприятиям. В связи с этим глава Кабинета министров считает возможным продлить льготный порядок приватизации имущества в интересах малого бизнеса, действующий до 1 июля 2010 г. По его мнению, вклад малого предпринимательства в экономику страны должен составлять не менее 30% ВВП и столько же от числа занятого трудоспособного населения. В настоящее время эта доля занимает 14% в ВВП и 20% среди занятых на производстве.

За моногорода тоже ответят местные власти

Перестройка экономики моногородов (об их печальной участи читайте в «ЭЖ», 2009, № 41) теперь в значительной степени зависит от муниципалитетов. Для этого они должны активно привлекать инвесторов и создавать новые производства, чтобы малый и средний бизнес развивался не только в торговле и сфере услуг, но и в реальном секторе экономики, высокотехнологичных и социальных отраслях.

В России около 350 индустриальных моногородов, где проживают 25% городского населения страны, сообщил на заседании президиума министр регионального развития РФ Виктор Басаргин. По его мнению, решить их проблемы можно, только разработав и реализовав комплексные планы поддержки и развития городских округов. Межведомственная рабочая группа министерства подготовила предложения о порядке предоставления финансовой помощи моногородам. Уже решено помочь 12 регионам с наиболее сложной обстановкой. Комплексные планы самих муниципальных образований должны предусматривать:

• повышение конкурентоспособности градообразующих предприятий и формирование новых мощностей;

• создание новых альтернативных видов деятельности.

Проблемы моногородов имеют давнюю историю и могут привести к хронической безработице в них. «Мы не должны этого допустить», — заявил премьер-министр. Создана специальная группа в Кабинете министров, которая будет анализировать ситуацию. К работе будут привлекаться на контрактной основе специалисты, работающие по этому направлению в различных сферах. Но основная роль по перестройке экономики моногородов отводится муниципалитетам.

Рынок труда — сфера местной деятельности

На борьбу с безработицей в будущем году планируется направить 36 млрд руб. И от муниципалитетов зависит эффективность использования этих ресурсов. Им, видимо, придется сместить акценты на рынке труда с учетом долгосрочных задач по обновлению и диверсификации экономики, поскольку восстановление прежней структуры занятости противоречит логике повышения производительности труда. Это значит, что надо избавляться от неконкурентоспособных производств.

В будущем году правительство уделит особое внимание повышению качества трудовых ресурсов, созданию новых, хорошо оплачиваемых рабочих мест. От муниципалитетов потребуются программы переобучения и повышения квалификации, активной поддержки самозанятости людей, открытия ими собственного дела. В муниципальных программах занятости должны быть и меры адресной помощи наиболее уязвимым социальным группам: многодетным семьям, людям с ограниченными возможностями и старшего поколения.

А вот контролировать и оценивать работы будет центр

По признанию министра регионального развития, антикризисная работа в муниципалитетах не позволяет защитить население от негативных последствий экономического кризиса.

Согласно опросам 60% россиян не знают о мерах местных властей по борьбе с кризисом либо считают, что ничего не делается. Возможно, это следствие отсутствия прозрачных и ясных процедур получения муниципалитетами государственной поддержки. Министерство подготовило проект модельного плана региональных антикризисных мер, в которм предусмотрело место для органов местного самоуправления.

На местах и среди экспертов очередные инициативы центральной власти вызывают опасение, что все выльется в массовую передачу региональных полномочий на муниципальный уровень — только без соответствующих финансов. Иными словами, задание выдать, а денег на его реализацию — нет. Поток предложений дополнить перечни вопросов местного значения полномочиями не уменьшается, а предложений по изменению бюджетного и налогового законодательства в пользу муниципалитетов нет, как нет и давно обещанной концепции подготовки кадров для местного самоуправления.

По этому поводу вспоминается, как во время Великой Отечественной войны солдат прямо из теплушек бросали в бой с фашистами, выдавая винтовку лишь каждому десятому — дескать, оружие добывайте в бою. За солдатами шли вооруженные пулеметами загранотряды, которые контролировали и оценивали их смелость и не позволяли отступать...

Примечательно, что, признавая необходимость совершенствования межбюджетных отношений и правовых взаимоотношений между государственной и муниципальной властью, министр регионального развития особую важность придает оптимизации контроля над органами местного самоуправления. По аналогии с субъектами малого и среднего предпринимательства, контроль над которыми регламентируется отдельным федеральным законом, Виктор Басаргин считает необходимым принятие «в отношении органов местного самоуправления такого нормативного правового акта».