Управленцы для прорывной экономики

| статьи | печать

Подготовка управленческих кадров в советский период была ориентирована в первую очередь на реальный сектор экономики. В этом была ее сильная сторона, отвечавшая требованиям социалистического хозяйствования. Тогда товарно-денежные отношения уступали по значимости отношениям всеобщего планирования и административно-командного регулирования экономики. Переход к рыночным механизмам функционирования экономики потребовал большего внимания к ее финансовой составляющей, банковскому сектору, другим институтам и инструментам той новой экономики, которая получила теперь общее название виртуальной. Произошли серьезные изменения в направлениях подготовки управленческих кадров. Их в основном стали готовить с ориентацией на финансово-банковский сектор.

Конечно, нужно было сделать упор на подготовку кадров для финансово-банковского сектора. Но нельзя было забывать и об управленцах для реального сектора экономики. Тем более что этот сектор оказался в состоянии разрухи. Резко снизилась и подготовка для него управленческих кадров.

По существу высшая управленческая школа стала обслуживать тот сектор, который был связан с импортно-экспортным или маркетинговым и юридическим сопровождением экономической деятельности. Для отечественной высшей школы это были новые направления, которые не имели сложившихся научно-педагогических подходов и, самое главное, научно-педагогических структурных подразделений в действующих и организуемых вузах. Стало нормой, когда в вузе юристов, например, готовили одна или две кафедры по всему набору учебных дисциплин учебного плана.

Когда объясняют причины падения реального производства, обычно ссылаются на бюрократические барьеры, на неразвитость кредитной системы, на удушающие налоги. Это не исключается. Но главное, что в стране обозначилось отставание в подготовке управленческих кадров для реального сектора экономики. Это совершенно особое образование, оно носит чрезвычайно диверсифицированный характер. И если серьезно ставить вопрос о диверсификации экономики страны, уходе от экспортно-сырьевой модели развития к инновационной, то этому должна предшествовать диверсификация подготовки менеджмента для реального сектора экономики.

Безусловно, есть основания утверждать, что такая подготовка может осуществляться унифицированно, независимо от конкретного использования в дальнейшем специалистов этого профиля. Однако реальный сектор экономики требует иного подхода. Здесь различные отраслевые предприятия функционируют, а следовательно, и управляются с опорой на техническую, технологическую и организационную специфику производственных процессов. Это вовсе не значит, что управленцы должны обладать всей полнотой специальной инженерной подготовки. Речь идет скорее о знаниях той организационно-производственной и экономической среды, в которой осуществляется деятельность предприятия или даже его различных подразделений. Понятие внутренней среды охватывает как индивидуальное, так и типичное в деятельности и ее организации. Доскональное знание этой среды и составляет основу профессиональной подготовки менеджеров для реального сектора экономики.

Анализ деятельности таких менеджеров показывает, что в ней прослеживаются два аспекта. Первый связан с организацией производства. Он обычно реализуется посредством рационально построенного управления как человеческими ресурсами (трудом), так и технологическими процессами. От органической взаимосвязи труда и производственных процессов прежде всего зависят и производительность труда, технико-технологический процесс, качество и номенклатура создаваемых товаров и услуг, их рыночная востребованность.

Второй аспект относится к формированию связей и отношений с теми структурами, которые являются внешней средой. Именно через эти связи и отношения осуществляется синергетика, самоорганизация устойчивой структуры, приобретаются ее системные качества, гармония во всех отношениях экономической и производственной деятельности. Это является главным фактором, определяющим общественную целесообразность производственно-экономической деятельности, превращает управление в общественную потребность.

Происходящая в настоящее время реформа высшего образования и позволяет восполнить пробелы в подготовке управленческих кадров для реального сектора экономики. Во-первых, это можно осуществлять через магистратуру, которая должна быть ориентирована на практическую работу. Такой подход может быть реализован посредством спецпроектов, отражающих содержание и значимость различных функций менеджеров в различных производствах.

Во-вторых, это можно осуществлять через специальную систему переподготовки и повышения квалификации, которую необходимо сразу же приводить в действие после окончания бакалаврских программ.

В настоящее время знания устаревают уже через пять лет после окончания вуза. Бакалаврские программы основываются на знаниях, в большей степени способствующих общему развитию, чем развитию профессиональному. Тем не менее они создают удобную и вполне реальную платформу для профессиональной подготовки специалистов, соответствующих определенному иерархическому уровню организации.

В этом случае появляются возможности для внедрения концепции непрерывного образования, которая просто напрашивается в связи с проводимыми реформами высшего образования, прежде всего в связи с реализацией программ бакалавриата. Такая связанная воедино система подготовки в высшей школе, то есть бакалавриат, плюс постоянное дальнейшее образование обеспечат перманентное профессиональное развитие, а следовательно, и осуществление карьеры, позволят сделать систему образования в целом соответствующей потребностям реального сектора экономики.

Уместно сказать и об управленческих кадрах для малого бизнеса. Можно утверждать, что для его эффективного развития потребуются свои, специализированные управленческие кадры, которые пока отечественная высшая школа не го­товит.

В качестве базиса подготовки кадров для малого бизнеса необходимо учитывать следующие обстоятельства. В малом бизнесе нередко выступают в единстве несколько функций, которые обычно разделены в условиях крупного промышленного производства: один человек и предприниматель, и управленец, и непосредственный исполнитель. Это простейшая организационно-производственная форма малого бизнеса в реальном секторе экономики. Предприятие малого бизнеса может состоять и из нескольких десятков рабочих мест, а значит, и сотрудников. В этом случае функции представлены в более специализированном виде, несколько обособленно. Однако добиться разделения труда, свойственного крупному предприятию, все-таки не представляется возможным.

Таким образом, при подготовке кадров для малого бизнеса надо руководствоваться именно этой структурой его организации. Имеющиеся данные позволяют прийти к выводу, что бакалаврские программы вполне соответствуют реализации подготовки специалистов с учетом этих трех составляющих: предприниматель, менеджер, непосредственный исполнитель.

Кроме того, все более настоятельно ощущается потребность в специальных управленческих кадрах, осуществляющих стыковку и одновременно синхронизацию работы подразделений крупного производства и малого бизнеса. И речь в данном случае идет не только о планировании и требованиях к качеству поставляемой предприятиями малого бизнеса продукции крупному производству, но прежде всего о синхронном развитии, совместимости используемых инноваций и инвестиций. Ведь именно они выступают как обязательное условие, непременный атрибут своеобразного симбиоза малого и крупного предприятий. Подчеркнем еще раз, что речь идет не о явлении, которое укладывается в понятие сотрудничества малого и крупного предприятия. Имеется в виду их своеобразное единство, обеспечивающее выполнение производственных программ с ориентацией на непрерывное развитие этой своеобразной гомфотерной — сбитой — структуры.

Для обеспечения деятельности такого комплекса необходимы управленческие кадры, опирающиеся не на административные отношения (хотя не исключаются и таковые), а на отношения, которые можно квалифицировать как кооперативные. По сути речь идет о современной форме кооперации, имеющей в своей основе головное предприятие, к которому в качестве организационно-самостоятельных, но технологически связанных с ним примыкают гомфотерные структуры.

Подготовка кадров для таких структур отличается от модели подготовки кадров для малого бизнеса. В этом случае упор должен делаться на знания и умения, обеспечивающие, с одной стороны, стабильность функционирования данной системы, а с другой — ее непрерывное развитие.

В качестве локомотива развития всегда, конечно, будут выступать предприятия большого бизнеса, лидерство которых обеспечивается не просто подгонкой под его потребности, но  и пониманием экономической и организационной значимости создания такого комплекса. В этом, кстати, будет заключаться одна из социальных ролей, социальное предназначение большего бизнеса.

Управленческие кадры для этого вида деятельности должны готовиться через магистратуру. Именно кадры этого уровня станут центральным звеном диверсификации высшего образования в области управления.

При подготовке таких кадров в меньшей мере надо учитывать рутинные составляющие функций управленческой деятельности. В большей мере нужны учебные дисциплины и практики, обеспечивающие ситуативные составляющие этой деятельности, базирующиеся на высокой креативной активности. Вообще инновационный подход, постоянная тяга к новаторству, способность работать в режиме баланса интересов, а также владение способностями формирования интересов и целей — это то, что должно всегда присутствовать в подготовке специалистов такого профиля, независимо от отрасли реальной экономики.

Важнейшей заботой этих специалистов является проектный подход к управлению, работа посредством проектов различного уровня, но всегда на основе комплексных знаний, обеспечивающих единство функционирования малого бизнеса и крупного предприятия.

В учебных планах и программах Государственного университета управления уже предусматриваются новые требования к подготовке управленческих кадров. Но это лишь начало большой работы, которую время делает настоятельной и в других вузах.

При реализации указанных направлений подготовка специалистов-управленцев в высшей школе в большей мере будет отвечать требованиям диверсификации экономики страны и соответствовать развитию реального сектора народного хозяйства.