Основные налоги в живой трактовке чиновников

| статьи | печать

Сколько бы писем и разъяснений ни выпускали налоговики, непосредственное общение с чиновниками по-прежнему остается востребованной формой получения налоговой информации. На прошлой неделе наш корреспондент побывал на конференции «Налоги России: изменения 2009 г.», в рамках которой об актуальных вопросах исчисления и уплаты налога на прибыль, налога на имущество, земельного налога и НДС бухгалтерам и аудиторам рассказали специалисты Минфина России и ФНС России.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

Один из главных вопросов, с которым сталкиваются многие организации, — являются ли они плательщиками земельного налога. Заместитель начальника отдела имущественных и прочих налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Надежда Гаврилова призвала руководствоваться постановлением Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога». В нем суд четко определил, что налогоплательщиком признается правообладатель земельного участка. Государственная регистрация — единственное доказательство зарегистрированного права на земельный участок. Следовательно, пока право на земельный участок не зарегистрировано, то есть не внесена запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), организация не обязана платить земельный налог, пояснила Н. Гаврилова.

Исключение составляют налогоплательщики, которые регистрировали право на земельные участки до 2000 г., когда еще не действовал ЕГРП. Несмотря на то что сведения о них отсутствуют в реестре, такие собственники также признаются плательщиками земельного налога. Подтверждением их права служат государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю.

Н. Гаврилова подчеркнула, что налоговые органы не могут обязывать арендаторов платить земельный налог в случаях, когда арендодателем является региональные или муниципальные власти (например, г. Москва), которые сами не признаются плательщиками налога. Аргумент налоговых органов, что кто-то должен платить налог, неправомерен, отметила она. Плательщиком может быть только правообладатель.

Представитель Минфина России также напомнила, что организации, владеющие землей на праве постоянного бессрочного пользования, должны до 2010 г. переоформить эти права либо на право собственности, либо на право аренды. В соответствии со ст. 57 и 58 Земельного кодекса РФ, если право постоянного бессрочного пользования предоставлено на основании решения органа исполнительной власти либо органов местного самоуправления, эти права должны прекращаться исходя из принятого этими органами решения. Если же право зарегистрировано в ЕГРП, права прекращаются после исключения плательщика из реестра.

В случае универсального правопреемства вследствие реорганизации (за исключением выделения и наследования) организация-правопреемник признается плательщиком земельного налога со дня признания его правопреемником и независимо от того, зарегистрирован переход права на участок или нет.

Еще один интересный момент, о котором рассказала представитель министерства, касается определения налоговой базы по земельному налогу. Согласно п. 1 и 2 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка. Если до организаций не доведена кадастровая стоимость земли, в силу ст. 65 Земельного кодекса РФ налогоплательщики при расчете земельного налога могут применять нормативную цену земли. Причем при определении налоговой базы налогового периода налогоплательщики должны учитывать кадастровую стоимость земли, доведенную до них региональными органами власти до 1 марта текущего налогового периода. Данные, полученные после 1 марта, налогоплательщики могут не учитывать при определении налога текущего налогового периода. Такую позицию Минфин России также высказывал в письме от 22.10.2008 № 03-05-04-02/65.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО

Н. Гаврилова рассказала и о часто возникающих вопросах по налогу на имущество организаций. В частности, она напомнила, что организации в случае прекращения деятельности или ликвидации обособленного подразделения либо объекта недвижимости, в отношении которого заполнялась отдельная декларация, должны подавать декларацию с последним расчетом налога не по окончании налогового периода (в конце года), когда они уже сняты с учета в налоговом органе, а в период ликвидации. Эта позиция разъясняется в письме от 17.06.2009 № 03-05-04-01/43.

Арендатор при осуществлении капитальных вложений в арендованное имущество должен уплачивать по ним налог до прекращения договора аренды либо до возмещения ему капвложений собственником арендованного имущества. При этом декларацию по налогу, уплаченному по этим капвложениям, арендатор подает не по месту нахождения объекта, а по месту своего нахождения. Аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 11.03.2009 № 03-05-05-01/17.

На практике у бухгалтеров возникают сложности с определением момента возникновения обязанности по уплате налога в отношении объектов недвижимости, приобретаемых по договору купли-продажи, и объектов строительства.

По мнению Минфина России, основанием для уплаты налога по объектам строительства является документ о передаче документов на госрегистрацию.

Иной порядок предусмотрен для объектов недвижимости, приобретаемых на основании договора купли-продажи. Налогообложение таких объектов производится с момента госрегистрации прав на них. Как отметила Н. Гаврилова, это означает, что собственник (продавец) имущества должен платить налог до момента исключения его из ЕГРП как собственника. Это правило действует и когда объект недвижимости оплачивается в рассрочку.

Если право на объект недвижимости зарегистрировано, но он требует реконструкции и его состояние не позволяет использовать его в производственной деятельности, данный объект учитывается в качестве основных средств, а значит, облагается налогом только после завершения капитальных работ. Такую позицию не раз высказывал Минфин России (письма от 09.06.2009 № 03-05-05-01/31 и от 23.06.2009 № 03-05-05-01/36).

Специалист Минфина России также рассказала, как вывести из-под налогообложения имущество, которое больше не используется в деятельности. Основанием для подобного вывода является приказ руководителя. Имущество переводится на специальный счет и не подлежит налогообложению (письмо Минфина России от 19.02.2009 № 03-05-05-01/12).

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Об актуальных проблемах исчисления и уплаты налога на прибыль организаций в 2009 г. бухгалтерам и аудиторам рассказала заместитель начальника отдела налога на прибыль Управления налогообложения ФНС России Ольга Лапина.

Учетная политика. По словам О. Лапиной, Налоговый кодекс РФ предусматривает 24 нормы, обязывающие организации принять тот или иной элемент в учетной политике. В частности, организация должна закрепить в учетной политике способ признания расходов и доходов, метод оценки сырья и товаров, метод начисления амортизации, факт применения понижающих коэффициентов, порядок списания ценных бумаг, длительный цикл признания доходов, порядок распределения прямых расходов, формирование резервов по гарантийному ремонту. Когда в норме прямо не указано на необходимость отражения какого-либо элемента в учетной политике, лучше его не отражать, считает О. Лапина. В частности, это относится к амортизационной премии, всем остальным резервам, сроку эксплуатации бывших в употреблении основных средств.

Первичные документы. Много вопросов в последнее время возникает у плательщиков по порядку применения первичных учетных документов. Статья 252 Налогового кодекса РФ обязывает организации подтверждать свои расходы документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Так, в прессе не утихают дискуссии о том, что большинство утвержденных первичных документов нелегитимно. Все ссылаются на Указ Президента РФ от 23.05.96 № 763, в котором сказано, что нормативные акты должны быть опубликованы, иначе они не имеют никаких последствий.

Как отметила О. Лапина, главное значение в этой ситуации приобретает тот факт, прошел документ соответствующую процедуру или нет. Проблема в следующем. Документы, в отношении которых существует спорная позиция по поводу их применения, датированы с 1997 по 2004 г. В это время Госкомстат России был федеральным органом исполнительной власти. Согласно постановлению Правительства РФ от 13.08.97 № 1009, которым в то время был утвержден порядок подготовки нормативных актов, госорганы обязаны были подавать нормативные документы на госрегистрацию. Из всех документов на госрегистрацию было подано одно постановление Госкомстата России от 30.10.97 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве», которое признано Минюстом России не нуждающимся в регистрации. Все остальные документы на регистрацию не подавались.

В 2001 г. Госкомстат выпустил постановление, в котором отметил, что, если постановления не нуждаются в регистрации, они публикуются в «Финансовой газете». Таким образом, все утвержденные Госкомстатом документы, вышедшие после 2001 г., по мнению налоговой службы, легитимны. К ним относятся документы по оплате труда, учету основных средств и авансовые отчеты.

Основной блок документов, относящихся к 1997—1998 гг., фактически не подавался на госрегистрацию и не публиковался. Это, в частности, документы по торговым операциям, а также по строительным машинам и механизмам. На этом основании большинство специалистов сделало вывод, что данные документы нелегитимны. Но налоговые органы придерживаются иного мнения. О. Лапина обратила внимание бухгалтеров и аудиторов на совместное постановление Минфина России и Госкомстата России от 29.05.98 № 57а/27н (прошло процедуру госрегистрации). Оно фактически легализовало все те документы, которые издал Госкомстат в этот период. В нем сказано, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом. На сегодняшний день уже есть судебная практика, подтверждающая эту позицию налоговых органов.

Расходы на командировку. Необходимые документы для подтверждения расходов на командировку — авансовый отчет с приложением отчета командированного, командировочного удостоверения и документов на расходы. Одним из обязательных документов для признания расходов на командировку в соответствии с действующим порядком оформления документов, связанных с командированием работников, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749, является командировочное удостоверение. В нем должна стоять отметка, когда работник прибыл и убыл. Лектор обратила внимание слушателей на то, что заполнять эти данные надо в случаях, когда местом командирования считается организация. Об этом говорится в письме Минфина России от 14.09.2009 № 03-03-05/169 «О документальном подтверждении командировочных расходов организации в целях исчисления налога на прибыль».

Чтобы избежать проблем с учетом расходов, при командировании работника, например, для анонимной инспекции магазинов, когда принимающая сторона не может сделать отметку о прибытии и убытии, представитель ФНС России посоветовала не писать в командировочном удостоверении, что работник едет в организацию. Достаточно указать, что он едет в определенный город для проверки. В таких случаях ставить «прибыл/убыл» не нужно, уточнила О. Лапина.

Товарно-транспортная накладная. Представитель ФНС России также прокомментировала письмо налоговой службы от 18.08.2009 № ШС-20-3/1195. В нем ФНС России посчитала оправданным подачу иска о признании недействующим абз. 3 п. 6 Инструкции Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 31.11.83 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» как противоречащего более поздним нормативным актам органов исполнительной власти РФ. В пункте 6 данной инструкции установлено, что товарно-транспортная накладная (ТТН) — единственный документ, служащий для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также складского, оперативного и бухгалтерского учета.

По словам О. Лапиной, ФНС России согласилась с позицией организации о том, что ТТН — не единственный документ, служащий грузоотправителям для списания товарно-материальных ценностей и оприходования их у грузополучателей. Однако это не значит, что ее вообще заполнять не надо. Согласно постановлению Госкомстата России от 28.11.97 № 78 грузоотправители и грузополучатели обязаны заполнять ТТН. Именно этот документ является свидетельством передачи права собственности на товар. Если у заказчика перевозки нет заполненной ТТН, расходы принять нельзя.

Амортизационная премия. С 2009 г. организации, которые учли расходы на капитальные вложения с учетом амортизационной премии и в течение пяти лет с этого момента продали их, обязаны восстановить указанные суммы. В последнее время возникли споры о том, какова будет остаточная стоимость продаваемого имущества. Допустим, организация применила амортизационную премию в размере 30%, еще 20% списано амортизацией. При продаже имущества организация восстанавливает 30% амортизационной премии и считает остаточную стоимость имущества не как 50, а как 80%. В подтверждение своей позиции организации приводят письмо Минфина России от 21.05.2009 № 03-03-06/1/336, где сказано, что амортизационная премия не должна включаться в остаточную стоимость.

По мнению О. Лапиной и налоговой службы, министерство говорит о том, что формулировка «не должна включаться» означает, что остаточная стоимость должна быть меньше. Следовательно, она составляет 50, а не 80%. Эта мера вводилась как санкция, и иной трактовки у нее не может быть, отметила О. Лапина.

НДС

Большинство вопросов по НДС в 2009 г. связано с внесением изменений в порядок выставления и регистрации счетов-фактур, утвержденный постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость». О них рассказала заместитель начальника отдела налога на добавленную стоимость Управления налогообложения ФНС России Ирина Муравьева. Первое, на что она обратила внимание, — решать, применять налоговые вычеты по авансам или не применять, налогоплательщик должен сам. Если налогоплательщик не хочет заявлять вычет по авансовым платежам, он может продолжать работать в прежнем режиме и заявлять налоговый вычет по покупкам, принятым к учету. Она также напомнила, что налогоплательщики, которые осуществляют операции, не облагаемые НДС, работают по регламенту нулевой ставки либо у которых есть объекты, не облагаемые НДС, или производство длительного цикла свыше шести месяцев, показывают базу только по отгрузке. В момент получения предоплаты названные плательщики НДС не исчисляют и не оформляют получение таких платежей счетами-фактурами.

С 2009 г. урегулирован вопрос выставления счетов-фактур при безденежных формах расчетов. По словам И. Муравьевой, получение предоплаты с использованием безденежных форм расчетов может быть оформлено счетом-фактурой в двух экземплярах. Один из них можно передать покупателю. При заполнении такого счета-фактуры в строке 5, где указываются реквизиты расчетного документа, вместо даты можно поставить прочерки. Не будет ошибкой, если эту строку налогоплательщики не заполнят, считает представитель налоговой службы.

Строки счета-фактуры «Грузоотправитель» и «Грузополучатель» не заполняются при предоплате, а также при оказании услуг и выполнении работ. И. Муравьева уточнила, что, если в счете-фактуре отражено больше информации, чем требуется, это не считается ошибкой, приводящей к отказу в вычете. Главное, чтобы в счете-фактуре присутствовали обязательные реквизиты, указанные в п. 2 ст. 169 НК РФ. Эта позиция, в частности, изложена в письме Минфина России от 24.07.2009 № 03-07-09/33.

И. Муравьева также рассказала о порядке заполнения счетов-фактур при отгрузке товаров (работ или услуг), подлежащих учету по стоимости с учетом уплаченного налога. Речь идет о случаях, перечисленных в п. 3 и 5.1 ст. 154 НК РФ. Налоговая база по таким товарам рассчитывается как разница между ценой реализации с учетом налога и стоимостью реализуемого имущества (остаточная стоимость). При заполнении графы 5 счета-фактуры, где приводится стоимость товаров (работ, услуг) всего без НДС, в подобных случаях рекомендуется проставлять налоговую базу. Если налоговая база намного меньше суммы полученной выручки или равна нулю, в графе 5 ставится ноль. Сумма налога исчисляется по ставке 18/118. В счете-фактуре показывается сумма НДС, исчисленная с налоговой базы, а не с цены реализации. Этот счет-фактуру налогоплательщик регистрирует в книге продаж и переносит данные по итогам налогового периода в декларацию.