Электронная отчетность: практические решения

| статьи | печать

Интернет-системы электронного документооборота и представления отчетности захватывают все новые и новые сферы. Так, со следующего года многим страхователям придется отчитываться перед ФСС России по телекоммуникационным каналам связи. Как будет организован этот процесс? Детального ответа пока нет. Зато многие другие насущные проблемы пользователей подобных систем уже решены. На вопросы читателей отвечает Антон Сабитов, руководитель проекта «Контур-Экстерн» — федерального разработчика программного обеспечения «СКБ Контур».

Когда появится возможность отправлять отчетность в ФСС России и как это можно будет сделать? В связи с отменой ЕСН и изменениями в законодательстве администрировать взносы будут фонды, в том числе Фонд соцстраха. Каким образом будет организована сдача отчетности — через спецоператоров отчетности или через сайт фонда?

Согласно Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ с 2010 г. все организации с численностью сотрудников более 100 человек обязаны отчитываться перед ФСС России только в электронном виде с применением электронной цифровой подписи (с 2011 г. это коснется всех организаций со среднесписочной численностью сотрудников более 50).

Сегодня какой-либо информации, регламентирующей подобный процесс, у ФСС России нет. Поэтому, как будет организован процесс сбора сведений в электронном виде — с помощью спецоператоров либо фонд в кратчайшие сроки возьмется реализовать задачу собственными силами, — сказать трудно. Возможны компромиссы. Например, операторы связи будут использоваться исключительно как транспортные посредники, организующие процесс передачи юридически значимых данных, в то время как готовый файл будет формироваться на портале фонда. Эти вопросы фонду в самое ближайшее время придется решать и регламентировать. С учетом того, что соответствующую инфраструктуру за месяц построить не удастся, решение должно быть принято не позднее октября 2009 г. Анализируя информацию от различных операторов связи, можно отметить, что, если ФСС России решит прибегнуть к их помощи, для всех абонентов услуга по передаче отчетности в фонд будет совершенно бесплатной, дополнительной к услуге по сдаче отчетности в ФНС России, ПФР и Росстат.

Компания (ООО) предоставляет услуги по сдаче отчетности по ТКС (через Интернет) сторонним организациям, индивидуальным предпринимателям. Для этого компания заключает договоры с юридическими лицами и предпринимателями на обслуживание в качестве уполномоченного представителя. Юрист компании считает, что договора достаточно и доверенность не нужна. Так ли это?

Согласно ст. 29 Налогового кодекса РФ любая организация имеет возможность заключить договор с третьим лицом, которое будет представлять ее интересы как налогоплательщика (выступать ее уполномоченным представителем в части уплаты налогов). Такая возможность предусмотрена для всех организаций (независимо от формы собственности), в том числе для индивидуальных предпринимателей.

В данной ситуации декларации предпринимателей и организаций могут подаваться в налоговую инспекцию за подписью уполномоченного представителя. Отношения, возникающие в этом случае, должны регулироваться договором согласно Гражданскому кодексу РФ. То есть, если обе стороны являются юридическими лицами, для правомерности таких взаимоотношений достаточно договора, оформленного надлежащим образом. Если одна из сторон — предприниматель, потребуется нотариально оформленная доверенность.

В то же время исходя из административного регламента действия налоговых органов при приеме деклараций документы, подтверждающие правомерность действий уполномоченных представителей, должны находиться в контролирующем органе на момент сдачи деклараций. Иначе говоря, сотрудник контролирующего органа, принимая декларацию, подписанную уполномоченным представителем налогоплательщика, обязан иметь в своем распоряжении документ, подтверждающий полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика в подписании подобных деклараций.

Сказанное касается не только доверенности, но и договора. Если на момент представления декларации уполномоченным представителем налоговый инспектор не обнаружит подтверждающих документов (договора или нотариально заверенной доверенности), он вправе отказать в приеме отчетности.

Наша компания сменила юридический адрес, а вместе с ним и налоговую инспекцию. При сдаче декларации через спецоператора в новую инспекцию забыли исправить КПП. Спустя месяц обнаружилось, что налоговая инспекция не приняла декларацию, так как по ИНН/КПП, представленным в файле, налогоплательщик не найден. Достаточно ли в этом случае уточняющего письма в инспекцию?

Налогоплательщику грозит штраф за несвоевременное представление налоговой декларации. Правда, можно попытаться обратиться в ИФНС (в крайнем случае через суд) с переданным отчетом, подтверждением о получении отчета спецоператором связи, протоколом входного контроля и объяснить ситуацию.

С формальной стороны налогоплательщика ничто не оправдывает. Но, вероятно, инспекторы пойдут навстречу и не применят к организации штрафные санкции.

Отметим также, что при смене каких-либо реквизитов (ИНН, КПП, ФИО ответственного лица и т.п.) необходимо незамедлительно обратиться к представителям оператора связи для того, чтобы получить новый сертификат ЭЦП. Отправлять отчетность, используя старый сертификат ЭЦП, нельзя, так как инспекция может не принять декларацию.

Подключились к системе сдачи электронной отчетности. Нужно было получить выписки по расчетам с бюджетом. Но ИФНС отказала, аргументируя это тем, что наша организация еще ни разу не представила декларацию в электронном виде. Права ли инспекция?

Организация, которая купила у специализированного оператора связи систему, позволяющую отправлять отчетность и пользоваться другими услугами (связанными с взаимодействием с контролирующими органами), может пользоваться всеми сервисами этой системы без ограничения, без исключения и вне порядка какой-либо очередности. Это означает, что, если в тарифном плане абонента системы имеется опция запроса выписок из лицевого счета по расчетам с бюджетом, абонент вправе воспользоваться этой опцией в любое время, не посылая никаких предварительных деклараций в инспекцию.

Между тем бывают ситуации, когда налоговые инспекторы отказываются предоставлять сервисы информирования физических и юридических лиц или делают это исключительно после сдачи налоговых деклараций. Как правило, это происходит, если в ИФНС имеются внутренние директивы, согласно которым налоговые инспекторы получают прямое указание не предоставлять информационные сервисы при отсутствии декларации в электронном виде. Целью таких директив обычно является повышение процента организаций, отчитывающихся с использованием ТКС. Но и в этом случае отказ в выписке со стороны ИФНС неправомерен. Поэтому налогоплательщику нужно быть настойчивее при общении с инспекторами, ведь доказать свою правоту ему не составит труда.

Что делать, если по техническим причинам не удастся отправить отчет вовремя по ТКС?

Действительно, на практике возникают форс-мажорные обстоятельства: выходит из строя компьютер или в последний день сдачи отчетности внезапно отключают Интернет. Но причин для беспокойства нет. Современные системы для сдачи отчетности в контролирующие органы позволяют отправить отчетность с любого компьютера без привязки к конкретному рабочему месту. Таким образом, в случае форс-мажора отчетность можно передать с соседнего компьютера, из соседнего офиса или из дома. Абоненту необходим лишь компьютер с доступом в Интернет и личный персональный ключ, содержащий ЭЦП.