1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

За и против госрегулирования цен на молочную продукцию

Рынок молока в РФ находится под сильным влиянием рынка молока других стран, поскольку Россия утратила продовольственную безопасность по этому продукту. Удельный вес импорта в общем объеме молочных ресурсов в 1992 г. составлял 6,12%, в 2005 г. — уже 21,32, в 2007 г. — 19,8%.

С 1992 г. поголовье коров в нашей стране сократилось более чем в два раза. Снизилось и производство молока: с 47,2 млн т в 1992 г. до 32, 2 млн т в 2008м.

Особенно резко возросла зависимость России от импорта животного масла. В 2007 г. импорт данного продукта составил более 47% от общего объема ресурса.

Большие надежды на исправление сложившейся ситуации возлагали на Федеральный закон от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Пока он только осложнил положение сельхозтоваропроизводителей, так как предъявляет большие требования к качеству сдаваемого ими молока. Но сегодня уже 81% молочной продукции выпускается в упаковке нового образца.

Все европейские страны субсидируют молочный бизнес. За производство молока крестьяне получают дотации на литр произведенной продукции. При снижении закупочных цен западноевропейские фермеры, объединенные в кооперативы, достаточно быстро реагируют акциями протеста, тем самым привлекая внимание к своим проблемам.

Средняя стоимость потребленных в домашних хозяйствах молока и молочных продуктов на одного члена домашнего хозяйства в месяц составляла 89 руб. в 2000 г., 219 руб. в 2005м и 294,2 руб. в 2007м. Это 3,9% среднедушевых месячных доходов в 2000 г., 2,71 —в 2005м и 2,34% — в 2007м.

Данный процесс происходил на фоне снижения душевого потребления молочных продуктов населением России. С 2000 г. ситуация начала немного выправляться. Если в 2000 г. все домашние хозяйства потребляли 199 кг молока и молочных продуктов в среднем на одного члена семьи (52% от уровня 1990 г.), то в 2007 г. — 246 кг. Это результат наличия достаточного слоя населения с низкими душевыми доходами. Об этом свидетельствуют данные о потреблении молока и молочных продуктов десятипроцентными группами населения. Так, в 2007 г. первая группа населения с наименьшими располагаемыми ресурсами потребляла в среднем в год на одного члена семьи 157 кг молока и молочных продуктов, а десятая — с наибольшими располагаемыми ресурсами — 300 кг.

Цена за один литр молока, поставляемого на рынок сельским хозяйством, по данным статистики, снижается незначительно. Но в масштабах страны это означает переливание большого количества финансовых ресурсов от реальных производителей продукта к розничной торговле. В таблице приведен расчет недополучения финансовых ресурсов сельхозтоваропроизводителями из-за сезонного снижения цен.

Таблица

Расчет недополученных финансовых ресурсов

за реализацию молока сельскохозяйственными товаропроизводителями из-за сезонного снижения цен за 2008 г.

Месяц

Объем
производства молока, тыс. т

Объем
реализации молока,
тыс. т

Закупочная
цена, руб./т

Стомость по закупочной
цене этого
месяца,
млрд руб.

Стомость по закупочной цене марта,
млрд руб.

Разница,
млрд руб.

1

2

3

4

5

6

7

Март

2373

1250,57

12804,21

16,0

16,0

0

Апрель

2777

1463,48

12120,19

17,7

18,7

1,0

Май

3472

1829,74

11074,32

20,3

23,4

3,2

Июнь

3631

1913,54

10273,35

19,7

24,5

4,8

Июль

3655

1926,19

9773,30

18,8

24,7

5,8

Август

3301

1739,63

9747,71

17,0

22,3

5,3

Сентябрь

2848

1500,90

10069,26

15,1

19,2

4,1

Октябрь

2402

1265,85

10353,32

13,1

16,2

3,1

Ноябрь

2049

1079,82

10740,47

11,6

13,8

2,2

Декабрь

2016

1062,43

10899,58

11,6

13,6

2,0

Итого

31,6

При проведении расчетов за основу взят коэффициент товарности сельскохозяйственного производства 2005 г. — 52,7% (наблюдается положительная динамика роста этого показателя). Расчеты из таблицы показывают, что в результате снижения закупочных цен на реализуемое молоко сельскохозяйственные товаропроизводители не получили
31,6 млрд руб. выручки, что составляет 54,5% от всех затрат федерального бюджета на сельское хозяйство и рыболовство в 2008 г.

В 2009 г. ситуация повторяется. Производители сельхозпродукции вынуждены продавать молоко по ценам, которые диктуют монополисты-­переработчики. По некоторым оценкам, на компании «Вимм­-Билль-Данн», «Юнимилк», «Данон» приходится до 50% молочного бизнеса России.

Интересы различных участников процесса поступления молока населению — сельскохозяйственных товаропроизводителей, переработчиков и торговли — противоречивы. В качестве арбитра должно выступать государство. В зарубежных странах доля производителей сырого молока составляет 60% в конечной цене продуктов. Поэтому, на наш взгляд, необходимо на законодательном уровне закрепить конечную цену на молочные продукты, доля производителей должна составлять не менее 50%, переработчиков — 30, торговли — не более 20%.

В Липецкой области подписано соглашение об определении экономически обоснованной цены на молочное сырье, его переработку на социально значимые виды молочной продукции (молоко питьевое цельное пастеризованное жирностью не более 3,2%, кефир жирностью не более 3,2%, творог жирностью не более 9%). В единой формуле расчета предусмотрена закупочная базовая цена на сырое молоко не ниже 50% от средней розничной цены (по данным статистики). Представители торговых сетей берут на себя обязательство ограничить размер торговой надбавки на молоко и социально значимые виды молочной продукции 10% и исключить все виды бонусов. Это соглашение подписали 100 сельхозпредприятий, практически все молокозаводы региона и руководители шести основных предприятий розничной торговли. Соглашение пока не подписал лишь молочный комбинат «Липецкий» ОАО «Компании Юнимилк».