1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Надежды потребителей питают

Проведенное Росстатом в II квартале обследование выявило позитивные изменения в потребительских ожиданиях людей, что подняло индекс потребительской уверенности. Рост вызван именно надеждами на улучшение в краткосрочной перспективе ситуации в экономике и личного материального положения. Текущее состояние потребители по-прежнему оценивают неудовлетворительно.

В II квартале индекс потребительской уверенности россиян попрежнему находился в глубоком провале (–32%), но относительно I квартала «повеселел» на 3 п.п. Оценка опрошенных потребителей текущей ситуации здесь ни при чем: индекс произошедших изменений в отечественной экономике по сравнению с I кварталом остался практически на том же уровне (–53 и –55% соответственно), индекс произошедших изменений в личном материальном положении упал еще ниже (с –25 до –32%), а индекс благоприятности условий для крупных покупок остался тем же, что и в январе — марте (–45%). Кстати, индекс благоприятности условий для сбережений тоже не изменился (–60%).

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС* 

Май

2008 г.

2009 г.

Россия

–2,0

–32,0

Австрия

1,6

–21,5

Бельгия

–7,8

–20,7

Болгария

–29,5

–49,3

Великобритания

–14,6

–22,1

Венгрия

–49,5

–65,3

Германия

–4,2

–34,6

Греция

–43,5

–51,1

Дания

3,7

4,0

Испания**

–25,2

–38,8

Италия

–19,5

–25,7

Кипр

–30,6

–38,0

Латвия

–22,9

–40,4

Литва

–14,9

–51,2

Люксембург

1,7

–17,0

Мальта

–17,5

–36,9

Нидерланды

1,4

–14,7

Польша

–1,0

–29,2

Португалия

–46,5

–48,0

Румыния

–13,9

–44,8

Словакия

–14,0

–38,3

Словения

–20,7

–33,4

Финляндия

12,0

4,9

Франция

—18,2

—33,2

Чехия

–5,9

–16,1

Швеция

7,1

–1,7

Эстония

–19,2

–28,8

*По всем странам, кроме России, источник информации: Eurostat, StatIIstIIcs, EuroIIndIIcators, Data, BusIIness and consumer surveys, Data base. Consumermonthly data, Consumer confIIdence IIndIIcator, Seasonally adjusted data, Balance.

**По Испании приведены данные за апрель 2008 г. и 2009 г.

 

В то же время главный индекс — потребительской уверенности — немного приподняли заметные улучшения в надеждах россиян на годичную перспективу. Так, индекс ожидаемых изменений экономической ситуации вырос сразу на 12 п.п. — до –15%, а в личном материальном положении — тоже до –15% с прибавкой относительно I квартала 11 п.п.

Докризисный рост доходов граждан и потребительский бум во многом базировались на крайне благоприятной мировой конъюнктуре для нашего экспорта — нефти, газа, металлов, химии. Поскольку диверсификацию экономики мы через год не получим, надеяться остается на оживление мировой конъюнктуры. Потому полезно следить за экономическим самочувствием других стран.

Евросоюз — главнейший торговый партнер РФ. Каково там с индексами потребительской уверенности населения, видно из таблицы. Отдельно стоит посмотреть на показатели Германии, Италии и Нидерландов: среди стран ЕС они для нашего внешторга основные. Немцы до кризиса вообще были главными нашими партнерами. С потребительским настроем в Европе не все в порядке.

Мировой экономический рост задавался потреблением в США, и многие с нетерпением ждут его возобновления местным населением и бизнесом. Но порадовать пока нечем. Недавно министерство труда США сообщило, что в мае число рабочих мест без учета сельского хозяйства сократилось в стране еще на 467 тыс. — до 6,5 млн. Это намного хуже прогнозов и существенно расстроило рынок. За последние три месяца доходы американцев в годовом исчислении упали на 1,6%. Индекс потребительской уверенности снижается, хотя власти прилагают усилия для поддержания потребительского спроса. Словом, на США пока надежды мало.

Но не все на них и надеются. «Разыскиваются шопоголики» — так назвал свою статью журнал The Economist и «нашел» их в Китае, где правительство за последние полгода ввело набор стимулирующих мер, чтобы граждане ринулись в магазины. Результат: реальные расходы растут темпами 9%, продажи бытовой электроники в мае к этому же месяцу прошлого года увеличились на 12%, одежды — на 22, автомобилей — на 47%. (!)