Регуляторы гибнут под кипами жалоб

| статьи | печать

За порядком на страховом рынке следят одновременно четыре регулятора. Между тем число жалоб страхователей в Федеральную службу страхового надзора (ФССН России) и другие ведомства растет как снежный ком.

Начинает сбываться мрачное предсказание прежнего главы ФССН России Ильи Ломакина­-Румянцева, сделанное им еще прошлой осенью: «Скоро сотрудники ведомства окажутся похороненными под завалом обращений граждан».

Недавно был обнародован список из десяти страховых компаний, на которые поступило больше всего жалоб. Похоже, лопнуло терпение и у нынешнего главы ФССН России Александра Коваля.

По словам заместителя руководителя Инспекции страхнадзора по Центральному федеральному округу (ЦФО) Татьяны Терешкиной, на 20 июня 2009 г. в ФССН России поступило 7204 обращения. Персоналу Росстрах­надзо­ра, чтобы разобраться с поступающими письмами прежде, чем бумажные завалы закупорят его в офисе, приходилось работать без выходных. Увеличилось не только общее количество жалоб, но и число страховых компаний, вызвавших гнев клиентов. Если в первую неделю пребывания А. Коваля в должности главы ФССН России поступили обращения по поводу 58 страховщиков, то к середине июня их стало 140. Почти у трети (35%) провинившихся компаний к тому моменту лицензии были аннулированы либо их действие приостановлено. Большинство жалоб связано с автострахованием: ОСАГО — 46% и автокаско — 34%.

В свою очередь, и страховщики недовольны количеством и качеством контроля на страховом рынке. Они отмечают «перерегулированность» рынка, имея в виду большое число органов, занимающихся вопросами регуляции. Это ФССН, ФАС, Минфин России. При этом отсутствует единый орган, который отвечал бы за развитие отрасли и решения которого были бы главными. По словам заместителя генерального директора по работе с регионами компании «Спасские ворота» Елены Фельгельгауэр, было бы логично, если бы таким органом стала ФССН России.

Пока, как отмечают участники рынка, деятельность ФАС России намного активнее, чем ожидалось.

Таблица

Топ10 страховых компаний по числу жалоб клиентов в центральную инспекцию ФССН России в 1м полугодии 2009 г.

Страховая компания

Число обращений*

Русская страховая компания

524

«Гранит»

459

«Россия»

310

«Корона»

234

Росгосстрах-Столица

231

РАСО

228

Генеральный страховой альянс

205

РЕСО-Гарантия

189

Росгосстрах

182

«Дженерал­-Резерв»

176

Первая страховая компания

170

* По состоянию на 20 июня 2009 г.

Источник: ФССН РОССИИ

Мнение о печальном состоянии дел в отношении регулирования рынка разделяет и А. Коваль. Еще будучи главой Всероссийского союза страховщиков (ВСС), он неоднократно отмечал не только отсутствие единого «страхового» органа, но и отставание отечественного законодательства, в частности налогового, от реального страхового дела, низкое качество профильного образования в российских вузах, отсутствие четкой стратегии у руководящих ведомств по развитию отрасли.

В последние годы регулирование страхового рынка вышло на новый уровень: успешно прошел процесс специализации страховых компаний, повысились стандарты регулирования и надзора, повышены требования как к составу и структуре активов, так и к финансовой устойчивости страховых организаций. Но структурные вопросы так и остались нерешенными. Еще предстоит выяснить, какой из регуляторов на страховом рынке главный, как они между собой должны взаимодействовать. Необходимость выстраивать отношения с несколькими ведомствами оборачивается для страховых компаний дополнительными затратами — и временными, и материальными. Последние события, связанные с массовым «падежом» страховых компаний, занимающихся ОСАГО, в очередной раз обострили проблему независимого аудита.

Как отметил А. Коваль, сейчас аудитор ни за что реально не отвечает. В результате ФССН России не может судить о реальном положении дел в компании, получившей заключение аудиторов, что отчетность в полном порядке. Судя по всему, отчетность по МСФО в ближайшее время не введут. Но службе хотелось бы иметь более подробную информацию о положении дел у страховщиков и разделить часть ответственности за состояние страховых компаний с аудиторами, получающими деньги за ежегодные проверки. Ситуация, когда аудиторы подтверждают отчет компании накануне отзыва у нее лицензии, вызывает у ФССН России массу вопросов. Идея личной ответ­ственности аудиторов, которую озвучивал еще предыдущий глава Росстрах­над­зора, в условиях кризиса стала актуальнее. Пока Федеральной службе страхового надзора приходится в значительной степени ориентироваться на число жалоб в адрес той или иной компании. Если количество обращений резко увеличивается, ведомство устанавливает за страховой компании особый контроль.