Известить или проиграть

| статьи | печать

Один из споров, который 16 июня 2009 г. рассмотрел Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, касается дополнительных мероприятий налогового контроля. Точнее, о необходимости извещать налогоплательщика о том, когда рассматриваются материалы проверки с учетом информации, полученной в результате проведения таких мероприятий. Налоговики пренебрегли этой обязанностью и проиграли. Хотя все козыри были на стороне инспекции.

По результатам повторной выездной налоговой проверки общества Управление ФНС России составило акт проверки и рассмотрело представленные обществом возражения, на основании которых принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. По их итогам вынесено решение о доначислении обществу сумм налога на прибыль, НДС и пеней за несвоевременную уплату налога. Общество было также оштрафовано по ст. 122 НК РФ.

Налоговики пришли к выводу, что общество неправомерно отразило в налоговом учете затраты по договору с одним из контрагентов, а также необоснованно применило вычет по НДС с указанной хозяйственной операции.

Сначала Суды отказали

ЗАО оспорило решение Управления в арбитражном суде. Аргументов было два. Первый — ошибочность содержащихся в оспариваемом решении выводов, второй — допущенные нарушения при проведении проверки и вынесении данного решения.

Суды первой и апелляционной инстанций не согласились с обществом. По их мнению, произведенные расходы не соответствуют требованиям ст. 252 Кодекса. Кроме того, не подтвержден факт оказания обществу посреднических услуг в рамках упомянутого договора. Ссылку на нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки и принятия оспариваемого решения (ненадлежащее извещение о времени и месте рассмотрения материалов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля) суды отвергли как необоснованную.

Кассация: первый успех

ФАС Северо­Западного округа согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций о законности доначисления обществу налогов, пеней и штрафа, тем не менее признал недействительным решение налогового управления.

Арбитры рассуждали так. Федеральным законом от 27.07.2006 № 137ФЗ в ст. 101 Налогового кодекса РФ внесены изменения, действующие с 1 января 2007 г. В соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

В данном случае оспариваемое решение налоговики вынесли по результатам рассмотрения материалов проверки с учетом информации, полученной в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, без извещения налогоплательщика. Это обстоятельство суд расценил как нарушение положений п. 14 ст. 101 Кодекса.

Налоговики, не согласившись с выводами кассационной инстанции, обратились в Высший Арбитражный Суд РФ.

Окончательный вердикт

Передавая дело в президиум суда, коллегия судей ВАС РФ отметила, что в судебно­арбитражной практике отсутствует единообразие в толковании судами положений ст. 101 НК РФ в случае, когда налоговый орган принимает решение на основании материалов, полученных в результате проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля.

Так, при применении п. 14 ст. 101 НК РФ суды нередко исходят из того, что для признания соблюденной процедуры, установленной данной статьей, достаточно известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения акта налоговой проверки. И тот факт, что в случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля производство по делу о налоговом правонарушении не завершено, не возлагает на налоговый орган обязанности извещать налогоплательщика о дате рассмотрения дополнительно полученной информации (см. постановление ФАС Московского округа от 11.12.2008 № А4068864/0799304).

Теперь противоречивой практике положен конец. Постановлением Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 № 391/09 высшие арбитры признали правомерность доводов кассационной инстанции и отказали налоговикам в иске. Выигрышу налогоплательщика способствовала процедурная ошибка налогового органа. О том, как часто и какие ошибки совершают налоговики при проверках, мы расскажем в одном из ближайших номеров.