Как работать на падающем рынке

| статьи | печать

В текущем году банки не смогут поставлять страховым компаниям клиентов в таком количестве, как раньше. Если в 2008 г. рынок банкострахования достиг 90 млрд руб., то в нынешнем из-за сокращения автокредитов и ипотеки его объем может уменьшиться вдвое, считают эксперты из рейтингового агентства «Эксперт РА».

Сами участники рынка не отрицают, что изза кризиса сократился приток клиентов через банки. Реальные доходы населения в 2009 г. впервые с начала «нулевых» годов заметно упали. Клиенты, которые взяли кредиты на покупку автомобиля в прошлом году, в этом году отказываются продлевать страховку каско, навязанную банком в качестве непременного условия предоставления автокредита, мотивируя это отсутствием средств. Банки оказываются перед выбором: либо разрешить клиенту оплачивать счета по кредиту без требования страхового полиса, либо решать вопросы в судебном порядке, что иногда достаточно затратно.

Обедневших клиентов со временем будет все больше, так что надежды страховщиков на поступления взносов по старым договорам автокредитования могут не оправдаться. Премии будут собирать за счет старых договоров по ипотеке, а также по страхованию юридических лиц через банки. В автостраховании, отмечают эксперты, хватало проблем и без кризиса: многие компании наращивали портфель по принципу, схожему с принципами «финансовых пирамид», практикуя дем­
пинг и выплачивая огромные комиссии посредникам. Такая модель бизнеса послужила причиной системных ошибок на всем рынке автострахования. Прежде всего ориентирование на продажу привело к низкому качеству обслуживания клиентов (средства, которые можно было бы потратить на клиентов, ушли на агентов и снижение расценок).

На низкое качество работы страховых компаний в вопросах автострахования жалуются 99 из 100 клиентов, написавших жалобу в Федеральную службу страхового надзора (ФССН). Всего обращений граждан в ФССН за последний квартал 2008 г. — 4432, из них 4216 по поводу автострахования. В I квартале текущего года обращений в ФССН стало значительно больше: 6769, из которых 6324 связаны с автострахованием. В прошлом году подобное количество жалоб было получено службой за первые полгода. Нехватка ликвидности для проведения выплат приводит к увеличению количества отказов и торможению в рассмотрении дел страховыми компаниями. В прошлом автостраховщики существовали за счет принудительного страхования, стимулирование добровольного автострахования финансировалось по остаточному принципу. Пока рынок рос, «финансовые пирамиды» демонстрировали обманчивую устойчивость: в 2008 г. объем рынка автокаско составил 176 млрд руб., что на 15% больше аналогичного показателя 2007 г. (основной рост в 2008 г. наблюдался первые три квартала). В текущем году, как уже было сказано, количество клиентов, поставляемых страховщикам банками, сократится, по расчетам, вдвое, а рынок автострахования в целом уменьшится минимум на четверть. Битва за клиентов среди тех, кто переживет II квартал, вступит в качественно новую стадию.