1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1292

Крестьяне утратили веру в «авось»

Комитет Госдумы РФ по аграрным вопросам и Минсельхоз России подготовили законопроект о внесении поправок в принятый в 2002 г. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Обещана новая реформа на селе. За последнюю тысячу лет в России много было земельных переделов, но так и не отдали землю крестьянам. Авось на этот раз получится. Хотя сами сельчане уже и на «авось» не надеются.

Ваучер-2

По данным Минсельхоза России, в настоящее время земли сельхозназначения в РФ составляют 406,2 млн га, из которых 220,6 млн относятся к категории пашни. По размеру сельхозугодий на душу населения Россия входит в первую пятерку стран планеты и в 3,3 раза превосходит средний мировой показатель. Но, владея 9% сельхозугодий мира, Россия производит лишь 1,4% валового внутреннего продукта мирового сельского хозяйства. Такие данные озвучили на правительственном часе в Госдуме в апреле глава Минсельхоза России Елена Скрынник и председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Валентин Денисов.

После принятия закона в стране вроде бы появились около 12 млн «латифундистов», которым принадлежат в общей сложности более 170 млн га сельхозземель. Но это только на бумаге. На деле за прошедшие шесть лет лишь 3,5% бывших колхозников и рабочих совхозов оформили кадастровую государственную регистрацию прав собственности на земельные наделы.

Не хотят крестьяне получить бесплатно земельные наделы?

«Бесплатно не получается, – поясняет корреспонденту «ЭЖ» фермер из Смоленской области Александр Солдатенков. – Порой стоимость кадастровой оценки надела превышает 200–300 тыс. руб., а на оформление документов уходит 12–18 месяцев, причем все это надо делать в городе. Многие крестьяне и их наследники пребывают в неведении, да и денег на оформление не наскребли. Кроме того, надо иметь в виду, что многих колхозников, которым еще 15 лет назад Указом Президента РФ выделили земельные наделы, сегодня уже нет в живых. Наследники не могут оформить свои права. Чиновники тоже хотят кусок масла на хлеб. Получается, что и в сельское хозяйство пришел ваучер-2. Обещали каждому по “Волге”, а вместо нее – кукиш с маслом от господина Чубайса».

Подобные истории поведал и фермер из села Елизаветинское Ставропольского края Александр Найденов.

Формально эти люди сами про­воронили свою собственность. Не вникали в законодательство, не читали районную газету, где однажды (мелким шрифтом) был опубликован список владельцев невостребованной земли. Так что можно предъявлять к ним претензии. Тем более что в обязанности всех ветвей власти не входит помощь крестьянам. А представители власти превратили процесс обретения земли для «опоздавших» в бесконечную гонку по кругу.

А. Найденов подсчитал: чтобы собрать доказательную базу при вступлении в наследство, надо пройти 14 инстанций, большинство из которых находятся в городе. Если же срок пропущен, то этих инстанций больше, а «доказывать приходится долго и нудно, что требует недюжинной выдержки и недюжинного здоровья».

Позицию фермеров разделяет бывший министр сельского хозяйства РФ, ныне генеральный директор Центра международных инвестиций в АПК Виктор Хлыстун. «У нас не были установлены жесткие правила и правовые барьеры для нормального цивилизованного оборота земли, что привело к негативным последствиям, – считает он. – К их числу можно отнести и возникновение теневого рынка земли, и отсутствие развитой инфраструктуры, которая обеспечивала бы нормальный приток инвестиций в АПК, и отсутствие нормальной кредитной системы для долгосрочного кредитования села. Наконец, мы так и не смогли привить огромным крестьянским массам истинное чувство хозяина: став владельцами земельных долей, подавляющее большинство крестьян так и не поняли, как долями распорядиться, не осознали, каким богатством они владеют».

По данным Роснедвижимости, за последние 15 лет площадь пашни сократилась более чем на 10 млн га. Более чем 30 млн га сельхозугодий не применяют по целевому назначению.

По словам В. Денисова, в собственности сельхозорганизаций находится лишь 3 млн га (0,6% от используемых земель сельскохозяйственных угодий), арендуется у граждан 15 млн га земельных долей, по которым проведены кадастровые работы и государственная регистрация договоров аренды.

Около 55 млн га земельных долей арендуется без государственной регистрации договоров, заключенных в простой письменной форме. Почти 25 млн га земельных долей используется без оформления каких-либо документов. Фактически это самозахват земли самыми различными хозяйствующими субъектами.

В результате 84% земли обрабатывается без оформления прав в установленном порядке. Такая ситуация позволяет представителям бизнеса скупать земельные доли, что может привести к обезземеливанию сельскохозяйственных организаций и снижению объемов производства продукции.

Таблица 1

Распределение сельскохозяйственных угодий по землепользователям, на конец года, млн га*

Годы

Земли, используемые землепользователями, занимающимися сельскохозяйственным производством

В том числе земли

сельскохозяйственных организаций

крестьянских (фермерских) хозяйств

граждан**

из них

личных подсобных хозяйств

коллективных и индивидуальных садов и огородов

Все сельскохозяйственные угодья

1992

210,6

180,1

6,5

8,5

6,4

1,7

1995

209,6

171,2

10,4

9,9

5,3

1,9

2000

197,0

157,6

14,5

11,0

5,7

1,6

2001

195,9

154,1

15,9

10,9

6,0

1,6

2002

194,6

150,4

17,0

11,8

6,4

1,5

2003

193,8

147,5

17,8

12,7

6,5

1,5

2004

192,6

142,1

18,7

16,1

6,5

1,5

2005

191,7

137,9

19,5

18,4

6,5

1,4

2006

167,6***

133,9

21,6

9,6***

8,1

0,8

Пашня

1992

130,0

119,2

4,7

3,9

3,3

0,6

1995

127,6

113,2

7,5

4,5

3,4

0,6

2000

119,7

101,6

11,2

5,8

4,1

0,5

2001

119,1

99,2

12,4

6,3

4,3

0,5

2002

118,4

97,0

13,2

6,8

4,4

0,4

2003

117,5

94,9

13,7

7,4

4,5

0,4

2004

116,8

91,7

14,3

9,2

4,6

0,4

2005

116,1

88,8

14,7

10,8

4,6

0,3

2006

102,1****

82,2

15,0

3,2****

2,5

0,4

Кормовые угодья

1992

78,3

60,0

1,8

3,3

2,8

1995

78,6

56,4

2,8

3,9

1,7

2000

72,6

53,1

3,2

3,8

1,4

0,0

2001

72,2

52,0

3,4

3,2

1,4

0,0

2002

71,6

50,5

3,7

3,4

1,7

0,0

2003

71,5

49,7

4,0

3,7

1,7

0,0

2004

70,9

47,6

4,3

4,9

1,7

0,0

2005

70,5

46,3

4,6

5,5

1,7

0,0

2006

50,7***

42,0

4,2

3,9***

3,7

0,0

* До 2006 г. – по данным Роснедвижимости, 2006 г. – по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи на 1 июля 2006 г.

** До 2006 г. – без земель, выделенных во временное пользование или в аренду из муниципальных земель для сенокошения и выпаса скота.

*** Без учета сенокосов и пастбищ, выделенных из муниципальных земель для коллективного сенокошения и выпаса скота, и площадей земельных долей, не используемых в хозяйствах граждан.

**** Без учета площадей земельных долей, не используемых в хозяйствах граждан.

ИСТОЧНИК: РОССТАТ

Раздолье для спекулянтов

По мнению многих экспертов, из-за несовершенства законодательства коммерческие структуры продолжают широко использовать возможности для скрытой концентрации земель для спекулятивных операций. Приобретая сельскохозяйственные земли, они в основной своей массе не склонны развивать аграрное производство, а рассчитывают на быстрый рост стоимости земель путем перевода сельскохозяйственных угодий в другие категории, обладающие более высокой инвестиционной привлекательностью.

Их перевод, например, в земли поселений во много раз увеличивает рыночную стоимость приобретенного участка. Объектами агрессивных действий становятся, как правило, земельные доли. Для этого применяются различные схемы – от простой скупки по заниженным ценам свидетельств на них у граждан до преднамеренных банкротств сельскохозяйственных организаций. Приобретенные с использованием таких схем земельные участки по этим же схемам выводятся из сельскохозяйственного использования.

Получается, что лучше, когда земли покупают иностранные компании, поскольку они берут их не для строительства коттеджей или загородных домов свиданий, а для извлечения прибыли через получение на этих угодьях приличных урожаев. То есть используют землю по назначению, вкладывают в ее освоение немалые средства, да еще и обеспечивают работой местных жителей. Понятно, что многим из тех представителей власти, которые не спешат помогать крестьянам вступать в их законные права, приход иностранцев неприятен. У них труднее отнять кусок пашни и продать его, скажем, под коттедж.

Один из иностранных приобретателей – датская компания Trigon Agri – контролирует 100 тыс. га сельхозземель в районе Пензы и Самары. По словам председателя совета директоров компании Уло Адамсона, в освоение этих земель к 2009 г. планируется инвестировать более 100 млн евро. К 2010 г. Trigon Agri собирается приобрести еще 50 тыс. га. «На приобретение земли приходится наименьшая часть инвестиций компании, – утверждает У. Адамсон. – Гораздо больше – на оборудование и оборотные средства». Еще один иностранный собственник российских земель – литовская компания Agrowill Group AB. Гендиректор Валентас Сулскис рассказывал журналистам, что до конца 2009 г. компания получит 40–50 тыс. га в Черноземье.

Одной из первых начала покупать сельхозземли в России компания Black Earth Farming. Крупнейший пакет ее акций принадлежит Vostok Nafta. По словам советника председателя совета директоров УК «Агро-инвест» Марины Романовой-Сайдуковой, «Агро-инвест» управляет более чем 300 тыс. га в Центральном Черноземье. По закону об обороте земель сельхозназначения, вступившему в силу в 2003 г., иностранцы не имеют права покупать такие земли. Но компаниям удается обойти это условие. Одна схема – покупка колхоза, который предлагается со всеми активами и обязательствами. Другая – регистрация ОАО, в котором компания получает больше 75%, а пайщики могут продать пай или обменять его на долю в ОАО.

Эксперты утверждают, что с конца 2006-го цены на земли сельхозназначения в России выросли в несколько раз и стоимость 1 га сейчас превышает 500 долл.

Таблица 2

Число крестьянских (фермерских) хозяйств, на конец года*

1990

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Число крестьянских (фермерских) хозяйств, тыс.

4,4

280,1

261,7

265,5

264,0

263,9

261,4

257,4

255,4

Площадь предоставленных им земельных участков, тыс. га

181

12 011

15 292

16 525

17 662

18 326

19 200

19 246

20 588

Средний размер земельного участка, га

41

43

58

62

67

69

73

75

81

* Статистическое наблюдение по учету крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется с 1990 г.

ИСТОЧНИК: РОССТАТ

Грядет новая реформа?

Подготовленный Комитетом по аграрным вопросам и Минсельхозом России законопроект о совершенствовании оборота земель сельскохозяйственного назначения, судя по его статьям, направлен на устранение перекосов в проводимой в отрасли реформ и в первую очередь в вопросах землепользования.

По мнению заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Геннадия Кулика, прорывов в сельском хозяйстве не произойдет, пока не будет хозяина у земли. Поэтому законопроект необходимо рассматривать в кратчайшие сроки до рассмотрения бюджета на 2010 г.

Что предлагают новые реформаторы? Упрощение процедуры согласования границ земельных участков, находящихся в долевой собственности граждан, постановки их на кадастровый учет и осуществления государственной регистрации прав на них, упрощение порядка предоставления земельных участков в аренду и собственность, на установление порядка добровольного отказа от права собственности на земельную долю.

Сами сельские жители с опаской относятся к любым инициативам. Они объясняют это так: «Если и впрямь депутаты озаботились, чтобы мужики смогли вступать в свои законные права без лишних проволочек – мы “за”. Если же, как было раньше, под сурдинку заботы о хлебопашцах планируется изъять землю у одних владельцев в пользу других, то есть планируется некий новый передел, то нам все равно».