1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Мебельщики молятся на доллар

При благоприятных условиях присутствие на российском рынке мебели для дома отечественных производителей под влиянием мирового финансового кризиса может быть расширено на 20%. Дальнейшая динамика зависит от того, по какому сценарию будет развиваться кризис. Если курсы валют останутся на текущем уровне, ожидать широкого импортозамещения под давлением рынка не стоит. Если иностранные валюты будут активно укрепляться, тенденция импортозамещения может усилиться.

По оценкам аналитиков DISCOVERY Research Group, объем рынка мебели в 2008 г. увеличился по сравнению с 2007 г. на 20% и составил около 12 млрд долл. Порядка 20–25% рынка занимает сегмент офисной мебели, остальные 75–80% приходятся на секцию мебели для дома. Объем мебели для дома по итогам 2008 г. – 9–9,6 млрд долл. При этом среднедушевое потребление такой мебели в России на человека в год превышает 50 долл. Рынку мебели для дома, как и мебельному рынку в целом, соответствует невысокий уровень концентрации производства: десять крупнейших игроков производят всего 26,3% российской мебели.

По оценке компании «Экспресс-Обзор», мебельный рынок достаточно инертен. Кризис, начавшийся в IV квартале 2008 г., не повлиял на развитие рынка по итогам года, в ноябре – декабре продажи мебели были стабильные. Во-первых, продолжались плановые покупки мебели. Во-вторых, на положительную динамику продаж повлияло стремление потребителей вложить имевшиеся средства в реальные товары. Интересно, что в ситуации мирового финансового кризиса товары длительного пользования в России в отличие от Европы даже демонстрируют рост продаж. В начале 2009 г. в мебельной отрасли стал заметен спад продаж.

Достоверной статистики нет, но, по оценкам различных экспертов, доля импорта на российском рынке мебели для дома в отдельных сегментах достигает 50%. В течение последних лет росту спроса на мебель способствовали такие факторы, как повышение доходов населения, увеличение жилищного строительства, внедрение схем ипотечного и потребительского кредитования. На российском мебельном рынке отмечалась тенденция к импортозамещению, особенно в низком и среднем ценовых сегментах. В то же время благодаря растущей покупательной способности в 2006–2007 гг. ввоз мебели из-за рубежа рос очень высокими темпами, увеличиваясь ежегодно в 1,5 раза. Аналитики компании«Экспресс-Обзор» уверены, что именно в ближайшие годы у российских производителей появится возможность увеличить долю рынка. На фоне роста курса валют, вызвавшего подорожание импортной продукции, доля российской мебели будет расти. Эта тенденция особенно актуальна для среднего и высшего ценовых сегментов. В качестве ключевых тенденций в развитии рынка DISCOVERY Research Group отмечает, что в дальнейшем будут снижаться объемы рынка мягкой мебели, а быстрее всего будет расти рынок мебели для детских комнат.

Чтобы узнать о современной динамике продаж российской мебели, корреспондент «ЭЖ» обратился к производителям и продавцам отечественных гарнитуров. «В данный момент наша компания сотрудничает только с отечественными производителями мебели, такими как ЗАО “Лидер”, ООО “Леонардо”, ООО “С-Мебель”. Поток клиентов, интересующихся отечественной мебелью, возрос, но ненамного. Наибольший интерес наши потребители проявляют к корпусной мебели, выполненной по программе “стандарт”. Это шкафы-купе, комоды, обувницы», – рассказал Алексей Щелконогов, заместитель генерального директора ООО «Лаконза» (осуществляет продажу мебели через Интернет).

Долгое время российский рынок был лакомым кусочком для мирового мебельного сообщества. За это время наши производители научились работать в условиях жесткой конкуренции, оборудовали свои производства современными станками и приобрели хороший опыт по выживанию, продукция стала конкурентоспособной и соответствует западным стандартам. «С таким арсеналом самое время начать отвоевывать позиции у заграничных конкурентов. Думаю, эта цифра (прирост присутствия на рынке отечественных производителей. – Примеч. ред.) с учетом кризиса будет колебаться от 3 до 5%. Будет преобладать корпусная и офисная мебель», – считает А. Щелконогов.

Более оптимистичен в прогнозах Антон Терентьев, генеральный директор торгово-производственной компании «Феликс»: «Можно предположить, что в целом присутствие на рынке мебели для дома отечественного производителя расширится приблизительно на 10–20% в количественном выражении. Более широкому импортозамещению прежде всего препятствует менталитет покупателей. Люди стремятся сохранить уровень потребления и неохотно меняют предпочтения и бренды, несмотря на экономические трудности». По мнению А. Терентьева, возможные ниши для завоевания отечественными производителями – респектабельная классика по доступной цене, а также современные коллекции, выполненные в стиле минимализма.

Несмотря на экономическую нестабильность, в I квартале 2009 г. компания «Феликс» отметила рост объемов продаж по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Однако изменилась структура спроса. Сегодня покупателей больше интересует экономичная модульная мебель, которая позволяет клиенту не только сэкономить сбережения, но и удобно и современно обустроить интерьер в зависимости от возможностей помещения. В то же время появился интерес клиентов компании к аналогам качественной классической мебели премиум-класса, которая является аналогом импортной респектабельной классики, но продается по более низкой цене.

По прогнозам компании РБК, в ближайшие 2–3 года ожидается не только снижение доли импорта в общем объеме рынка, но и изменение структуры зарубежных поставок. В случае роста инфляции и снижения курса рубля этот процесс будет интенсивнее. В структуре мебельного импорта уменьшится доля дорогой продукции и усилится тенденция к замещению европейского импорта более дешевой продукцией из Китая. Рост курса валют имеет и отрицательные стороны для российских производителей. Многие отечественные компании используют импортное сырье: плиты, фурнитуру, ткани. Рост цен на импортные материалы увеличивает себестоимость производства мебели и соответственно цену на готовую продукцию. В то же время в условиях кризиса покупатели стали более чувствительными к цене. Они готовы экономить на дополнительных услугах, но с низким качеством товара ради уменьшения цен мириться не намерены.

Чтобы удержать свои позиции, мебельная фабрика «Ольвестра» в условиях кризиса ориентируется на мебель среднего класса и старается удерживать цены 2008 г., невзирая на рост цен на импортируемую фурнитуру и комплектующие. К основным проблемам, тормозящим развитие российских производителей мебели, сегодня менеджмент компании относит высокую стоимость немецкого и итальянского производственного оборудования, требующего хорошего сервисного обслуживания и грамотных специалистов (в условиях кризиса это одна из статей экономии), а также низкое качество комплектующих, используемых российскими компаниями. Большинство производителей мебели удешевляют свою продукцию, применяя китайскую фурнитуру, не имеющую отечественных аналогов.

Зарубежные компании располагают более солидным опытом в вопросах продвижения товаров, лучше чувствуют рынок и в короткие сроки могут перестроить работу для производства наиболее востребованного изделия. «Качество услуг и сервисное обслуживание клиентов у них на высоком уровне. Многие наши производители считают, что это пустые траты, работают для плана, а не для потребителя. Это главная проблема. Мы не умеем делать технологичные материалы для мебельного производства. Например, импортные фасады для кухонь в разы превосходят отечественные аналоги. Мебельная фурнитура тоже оставляет желать лучшего, поэтому мы пока работаем с зарубежными партнерами», – поделился с корреспондентом «ЭЖ» А. Щелконогов.

В сегодняшних экономических условиях клиентов мебельных компаний в первую очередь интересует не только цена, а оптимальное сочетание цена – качество. Дело в том, что мебель относится к товарам длительного пользования, в связи с кризисом срок ее эксплуатации увеличится. Покупатели задумываются, какую мебель приобретать – дешевле на 15% со сроком службы 3–4 года или хорошую качественную мебель, на которую производитель дает гарантию сроком на семь лет, а реально она служит намного дольше.

Как отметил в разговоре с корреспондентом «ЭЖ» А. Терентьев, со стороны потребителя рост импортозамещения тормозит мен­талитет. Не хотят взглянуть на жизнь по-новому и отечественные производители. Импортная мебель отличается от российской технологичностью и дизайном. Однако немногие отечественные производители активно внедряют современные технологии, например шпонирование и инкрустацию. Далеко не все рискуют начинать выпуск мебели с актуальным, модным дизайном с применением как современных материалов (стекло, алюминий, сталь, МДФ, пленка ПВХ), так и массива дерева, который сложен в обработке. Ведь гораздо проще производить банальную мебель из кашированного ДСП, особенно в низком ценовом сегменте.