1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 3651

Антикризисный арсенал руководителя

Комплекс взаимосвязанных проблем, возникающих на предприятиях из-за негативного воздействия финансово-экономического кризиса, требует применения комплекса ответных мер, позволяющих не только сохранить стабильность бизнеса, но и использовать новые возможности для развития.

Одни предприятия, подвергшиеся шоковому воздействию кризисных факторов, остро нуждаются в срочных мерах по выходу из сложившейся ситуации с минимальными потерями. Другие – в меньшей степени, чем конкуренты, испытавшие влияние кризиса, тоже стремятся принять срочные меры для получения конкурентных преимуществ и увеличения рыночной доли. Пересматриваются стратегии, тактики и задачи, возлагаемые на службы предприятия, в том числе на информационное обеспечение решаемых задач.

Последовательность изменений и роль ИТ

Классики менеджмента утверждают: в случае изменений нужно сначала определить цели, стратегию их достижений, последовательность изменений, контрольные точки и т.д.

Но что делать, если не хватает средств для выплаты зарплат, возврата кредитов, закупки сырья и материалов? Как быть, если надо урезать затраты, но народная по­словица «Семь раз отмерь, один раз отрежь» неприменима, поскольку меры надо принимать срочно, а мерить нечем, ведь раньше все было хорошо и не нужны были измерительные инструменты для управления бизнесом…

К сожалению, многие предприятия оказались в подобной ситуации. Они вынуждены вначале осуществлять изменения, которые можно выполнить быстро, – оперативные точечные, далее изменения, обеспечивающие существенный эффект в ближайшее время, – регулярные и только потом изменения, позволяющие предприятию по-настоящему оптимизировать деятельность, повысить конкурентоспособность и использовать новые возможности – прогрессивные (таблица).

На этом пути высок риск ошибок. Особенно опасны ошибки, допущенные на раннем этапе скоропалительно принятых точечных мер.

Все изменения в условиях кризиса можно отнести к двум основным типам: направленные на снижение затрат и направленные на обеспечение доходов.

Цель оперативных точечных мер – устоять против первого удара кризисных факторов. От регулярных мер требуется обеспечить стабильность бизнеса с учетом кризисных условий. Прогрессивные меры направлены на достижение конкурентоспособности и развитие бизнеса в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Правильно и оперативно оценить ситуацию, понять, с каких мер начать, как их применять, «что и где резать», и в результате избежать многих ошибок помогают информационные технологии (ИТ), обеспечивающие руковод­ство данными, необходимыми для принятия правильных решений.

Если на первом этапе оперативных точечных мер роль ИТ может быть для руководства неочевидна, то по мере перехода к регулярным и прогрессивным изменениям роль ИТ существенно возрастает.

Кризис – период, когда ИТ можно использовать не только как средство минимизации затрат и сохранения стабильности бизнеса, но и как эффективное средство в конкурентной борьбе.

Задачи менеджмента

Влияние основных кризисных факторов на деятельность (cм. схему) распределяется в основном на четыре блока внутри предприятия:

  • сбыт, продажи;
  • производство;
  • снабжение, закупки;
  • управление.

Однако блок «управление» можно детализировать на стратегическое управление, управление финансами, управление персоналом и управление материальными ресурсами.

Сохраняя отношения с покупателями и обеспечивая стабильность поставок, а также устойчивые показатели производства и продаж, оптимизируя структуру затрат и управление, наращивая долю рынка за счет успешной конкуренции, увеличивая ликвидность и снижая зависимость от кредиторов, предприятие может использовать кризис как точку роста для реализации новых возможностей. Для этого руководству требуется регулярно осуществлять ряд антикризисных управленческих воздей­ствий на бизнес-процессы и ресурсы предприятия (см. таблицу).

Таблица

Антикризисные меры

Задача, изменение

Скорость

Эффективность

Риск ошибки

Роль ИТ

Оперативные точечные

Приостановить ряд инвестиционных проектов

*****

***

***

*

Сократить часть персонала

*****

***

****

*

Приостановить производство

*****

***

*****

*

Пересмотреть цены на продукцию

*****

***

***

**

Пересмотреть затраты на продвижение

*****

**

***

**

Регулярные

Анализ и снижение затрат

**

*****

****

*****

Оптимизация складских запасов

***

****

**

*****

Правильный выбор поставщиков

***

****

***

***

Оптимизация затрат на ремонты и ТО

**

**

**

***

Повышение эффективности персонала

**

*****

****

***

Выявление должников, анализ «дебиторки»

****

****

*

****

Удержание и привлечение клиентов

**

*****

***

****

Оперативный анализ рентабельности заказов

***

***

**

*****

Ежедневный контроль ключевых показателей

**

*****

*

*****

Планирование поступлений и расходов

***

****

*

****

Предотвращение кассовых разрывов

****

****

***

****

Прогрессивные

Оптимизация производ­ственных процессов и снижение себестоимости

**

*****

**

*****

Повышение конкурентоспособности продукции

*

*****

***

****

Оптимизация продуктовой линейки

*

****

****

*****

Бюджетирование, несколько сценариев развития

**

*****

**

*****

Управление портфелем инвестиционных проектов

**

****

*****

*****

Эффективное управление филиалами и ДЗО

*

****

*****

****

Слияния, поглощения, стратегические партнерства

*

****

*****

***

* – ***** – степень значимости для решения конкретных задач.

Последовательность рассмотрения задач для руководителей различных направлений выстраивается следующим образом.

Задачи, характерные для коммерческого директора, директора по продажам, руководителя отдела сбыта, руководителя отдела маркетинга.

Комплекс производственных задач, которые решают директор по производству, руководители технических служб, руководители планово-экономического отдела, отдела организации труда и заработной платы.

Задачи, связанные со снабжением и обеспечением производства, решаемые начальником отдела материально-технического снабжения или руководителем отдела закупок.

Комплекс задач, связанных с персоналом и решаемых директором по персоналу, руководителем отдела кадров, руководителем отдела организации труда и заработной платы.

Комплекс задач управления материальными ресурсами на предприятии (склады, логистика), решение которых часто бывает в ведении директора по логистике или иногда исполнительного директора, так как задача затрагивает многие структурные подразделения предприятия.

Комплекс финансовых задач, решением которых занимаются финансовый директор, главный бухгалтер, руководитель планово-экономического отдела, руководитель финансового отдела, руководитель группы по подготовке отчетности в формате МСФО, руководитель отдела консолидации, руководитель контрольно-ревизионной службы и другие руководители, связанные с решением широкого круга актуальных в условиях кризиса финансовых задач.

Несколько стратегических задач, решением которых занимаются учредители, совет директоров, генеральный директор, директор по развитию бизнеса, директор по управлению проектами и другие топ-менеджеры предприятия или холдинга.

Алгоритм решения

В условиях финансово-экономического кризиса на каждом участке возникает ряд задач, для решения которых важно действовать оперативно, при этом адекватно оценивать имеющиеся риски и располагать всеми необходимыми данными.

К примеру, задача оперативного контроля продаж и валовой прибыли характеризуется рисками упустить момент изменения динамики продаж и снижения рентабельности по ряду позиций. В качестве информации для правильного решения необходимо использовать регулярные данные продаж и валовой прибыли по номенклатуре. Инструмент – система отчетов, рапорт руководителю.

Необходимо также оптимизировать дебиторскую задолженность, классифицировать должников, определить для каждого из них политику взыскания долгов. При этом возникают риски задержки платежей, потери денег, потери клиентов, судебные из­держки и др.

Информация для решения – данные о текущей задолженности, включая срок просроченной задолженности, история отношений с клиентом, объем и регулярность осуществляемых им закупок, доля покупателя в структуре доходов и структуре валовой прибыли, количество нарушений условий оплаты в прошлые периоды.

Инструменты: отчеты о дебиторской задолженности, менеджер контактов для взаимодей­ствия с должниками и другие механизмы CRM.

Аналогично рассматриваются все задачи для руководителей различных направлений.

Каждая из задач нуждается в оценке возможных рисков, определении необходимой для своего решения информации и выбора соответствующего ин­струмента.

В качестве антикризисного инструментария многие отечественные компании используют систему программ на платформе «1С:Предприятие 8».