1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1251

Отсчет виновников

Отсчет виновников

Начался процесс поиска виноватых в росте безработицы, инфляции, падении рубля и даже нравов. Круг «вредителей», судя по всему, решено расширить. Пока цены на сырье были заоблачные, а заокеанские кредиты крайне дешевые, хватало краткого списка виновников: американские завистники, грузинские политиканы, украинские националисты и некоторые отечественные олигархи. Кризис показал, что
этого мало. Возник вопрос: кого назначать стрелочниками? Конечно же регионы, местные власти.

Почему та или иная программа не сработала, те или иные обещания не выполнены? Потому что реализацию блестящей идеи отдали на откуп местным властям. Такая причина все чаще называется в аналитических записках и докладах.

До недавнего времени на невыполнение грандиозных планов внимания не обращали, об этом забывали. Но в последние дни даже на гостелевидение стали прорываться эпизоды о протестах людей, оставшихся без работы. Нехорошо получается: антикризисная программа есть, деньги на нее выделяются немереные, а толку нет. Кто виноват? Похоже, уже решено, что ответят за все «избранные» региональными парламентами «назначенцы Кремля».

В начале 90-х гг. публично избранные местные вожди убеждали электорат, что во всех его бедах виновата Москва. Теперь центр готов обвинить своих назначенцев за провал антикризисной программы.

Вот и в Бюджетном послании Президента РФ Дмитрия Медведева региональные власти обвинены в снижении ответственности за эффективное расходование средств, за пренебрежение принципами бюджетирования, ориентированного на результат. Глава государства считает, что следует инициировать введение временной финансовой администрации в субъектах Федерации и муниципальных образованиях. Что ж, возможность ручного управления отдельно взятой территорией предусмотрена Бюджетным кодексом РФ.

Федеральная власть вину за провалы может переложить на своих назначенцев, именуемых губернаторами и президентами.

Правда, смущает то, что запас прочности у российской провинции оказался выше, чем предрекал, например, красноярский губернатор Александр Хлопонин. Минул отведенный им полгода назад срок, после которого должны были последовать территориальные дефолты («ЭЖ», 2009, № 12). Не сбылось мрачное пророчество: процедура банкротств субъектов Федерации не запущена. Но это не снимает реальную угрозу губернаторских отставок. Ведь требуется подтвердить, что общий тренд верный, все было бы неплохо, если бы указанному из центра курсу повсюду строго следовали.

Надо признать, что поводов для критики региональных властей хватает. На днях, кстати, вышел доклад компании ФБК «Российские регионы в борьбе с кризисом». В нем скрупулезно подводятся предварительные итоги этой борьбы. Оказывается, лишь 28 глав субъектов РФ догадались принять собственные антикризисные программы по образу и подобию федеральной. В 53 регионах наметили только отдельные меры. В Тюмени вообще посчитали, что основным антикризисным мероприятием в области остается региональный бюджет на 2009 г.

Но и там, где у центра скопировали опыт программирования, и там, где антикризисные меры не обобщили в буклетах, региональные власти повторяют ошибки федерального центра. На это обратил внимание автор доклада ФБК доктор экономических наук Игорь Николаев. Правительство утвердило перечень из 295 системообразующих предприятий, которым оказывают прямую господдержку. Субъекты Федерации сделали так же, составив список из 1149 предприятий. При этом ни в Москве, ни на местах не звучит вопрос: а зачем это надо? По мнению И. Николаева, тем самым власть оказывает дурную услугу бизнесу, так как просто демотивирует его. Зачем, скажем, добиваться снижения себестоимости при повышении качества и конкурентоспособности продукции, если можно добиться казенной помощи деньгами.

Смещаются приоритеты. Казалось бы, в кризисной ситуации бизнес должен сокращать собственные расходы и наращивать доходы от собственной деятельности. Но при казенной помощи можно расходы не сокращать, а о доходах не думать.

Тем более что федеральная власть демонстрирует образцы приоритетов. Вот в 32 регионах с начала года был зафиксирован рост доходов населения. Власть объясняет, что это результат антикризисных мер. Но, если присмотреться, что это за меры, выясняется – просто рост бюджетных расходов. В Бурятии, например, прирост денежных доходов составил 16,4%. Однако причина не в том, что научились делать какие-то недорогие и качественные товары и удачно продавать их по стране и миру. Это произошло вследствие «удачной» структуры трудовых ресурсов: 34% трудоспособного населения республики занято в бюджетной сфере, в которой с участием федерального бюджета оплата труда увеличилась с 13 до 35% в зависимости от сферы деятельности. Еще 13,5% работающих приходится на сельскохозяйственную отрасль, где зарплата поднялась в этом году на 45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Напротив, в Ненецком автономном округе, где самый значительный в России рост промышленного производства в этом году, доходы населения, по информации заместителя председателя регионального Собрания депутатов Ивана Ледкова, упали на 33,4%. То есть доходы растут там, где больше тратят и меньше производят, и падают там, где производство наращивают.

Реальные доходы граждан в 50 субъектах РФ с начала года упали ниже, чем в первой половине 2008 г.

Общий тренд таков, что фактически в России весь бизнес поделен на особо приближенных к уровням власти, а внутри власти назначены «ответственные виновные» администрации субъектов и муниципальных образований. Приближенные озабочены больше тем, чтобы выбить помощь. «Отстраненные» просто обречены.

До сих пор мало свидетельств, как вливания казенных денег помогли тому или иному предприятию не просто зарплату выплатить, но встать на ноги и начать изготавливать товары, пользующиеся спросом. Вот АВТОВАЗу помогают, а машины его покупают все меньше. Нет свидетельств и того, чтобы госпомощь дошла до малых и средних предприятий не только в виде обещаний.

Иначе говоря, пока антикризисная программа мало повлияла на улучшение положения в реальном секторе. Время назначать виновных приближается. Вот и прикинули, что проще списать все на местных руководителей. Это привычно. Любопытно другое: кого решат назначить главным российским победителем мирового кризиса, когда этот кризис наконец отступит и цены на сырье вырастут, а кредиты подешевеют?