Рыба ищет, где глубже, а данные – где дешевле

| статьи | печать
Рыба ищет, где глубже, а данные – где дешевле

Не только корпорации, но и многие предприятия среднего и малого бизнеса сталкиваются с необходимостью централизованного хранения и обработки данных. Это обусловлено как ростом объема коммерческой информации, усложнением ее анализа с целью повышения эффективности и конкурентоспособности организации, так и неограниченными возможностями, которыми обладают современные дата-центры.

Использование центров обработки данных (ЦОД, дата-центры) позволяет компании оптимизировать затраты на ИТ-поддержку бизнес-процессов. Благодаря дата-центрам улучшается функционирование существующих и появляется возможность внедрения новых программных комплексов, развивается ИТ-инфра­структура, снижается стоимость владения корпоративными ИТ за счет их консолидации на базе единой вычислительной платформы.

К такому светлому будущему можно идти двумя путями: строить собственный ЦОД либо отдавать обрабатывать данные на аутсорсинг. Решение о выборе следует принимать исходя из конкретных условий бизнеса. Для этого важно учитывать особенности каждой из двух стратегий.

При создании собственного дата-центра необходимо разработать детальный бизнес-план, включив в него перечень нормативно-правового и ресурсного обеспечения, техническое задание, расчет финансовых затрат, календарный план строительства и развертывания оборудования, описание технологии тестирования и ввода в эксплуатацию и т.д. При этом компании нужно будет преодолеть определенные трудности:

  • продолжительные сроки создания – в среднем 1,5 года;
  • выбор/проектирование помещения под размещение оборудования, высокую стоимость и сложность монтажных работ;
  • дефицит электроэнергии и квалифицированных специалистов;
  • увеличение сроков поставок и стоимости комплектующих в связи с кризисом;
  • учет значительного количества стандартов и нормативно-правовых документов;
  • отсутствие подходящей инфраструктуры, в том числе высокоскоростных каналов передачи данных;
  • ограниченные возможности для экономии затрат и необходимость увеличения ИТ-бюд­жета на регулярную модернизацию и ремонт;
  • бюрократические барьеры.

Общая стоимость создания среднего по масштабам ЦОД «с нуля» оценивается специалистами суммой свыше 24 млн долл. При этом экономически целесообразным считается строительство собственного дата-центра, если в нем планируется разместить не менее 100 стоек с оборудованием.

 Стратегия аутсорсинга позволяет в ряде случаев преодолеть вышеперечисленные сложности. Сегодня на российском рынке ИТ-услуг существуют компании, предоставляющие в аренду площади для размещения и обслуживание оборудования и инфраструктуры, а также услуги по обработке данных заказчика, включая аренду приложений и круглосуточную техподдержку. Главное преимущество такой стратегии состоит в том, что компания-аутсорсер несет полную юридическую и финансовую ответственность перед заказчиком за любые нарушения условий соглашения, в том числе за потерю данных.

По информации IBS DataFort, аренда помещения, системы хранения данных и вычислительных мощностей для корпоративного дата-центра обойдется примерно в 200–300 тыс. руб. в месяц. Если помимо этого требуется аутсорсинг услуг по управлению (администрированию) программным комплексом, установленным на этом оборудовании, нужно прибавить еще 200 тыс. руб. в месяц.

Основополагающим принципом при выборе стратегии развития корпоративных ИТ должна служить экономическая целесообразность. Предпочтение следует отдавать тому варианту, который дает наименьшие показатели затрат и финансовых рисков, но при этом обеспечивает надежную поддержку бизнес-процессов компании.