Законодательный календарь

апрель
| статьи | печать

Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен

Госдума 17 апреля в последнем чтении приняла законодательные поправки, призванные облегчить доступ иностранных ценных бумаг на российский финансовый рынок и создать более сложный механизм допуска для рискованных ценных бумаг иностранных эмитентов.

Поправки затронули законы «О рынке ценных бумаг» и «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Документ направлен на исключение запрета и правовое регулирование публичного размещения и обращения иностранных ценных бумаг в России.

По мнению председателя комитета Госдумы Владислава Резника, закон чрезвычайно актуален и входит в число приоритетных, так как является одной из тех законодательных инициатив, которая позволит сделать еще один шаг на пути формирования регионального финансового центра. Он также отметил, что в современных условиях глобализации и усиления конкуренции между мировыми финансовыми центрами благодаря допуску иностранных ценных бумаг на российские торговые площадки наша страна сможет включиться в конкурентную борьбу на глобальном рынке капитала.

Уточнен порядок допуска ценных бумаг иностранных эмитентов к размещению и обращению в РФ. Так, ценные бумаги иностранных эмитентов допускаются к размещению при условии регистрации их проспекта эмиссии в ФСФР.

Соответствующие ценные бумаги допускаются к публичному обращению на территории России при условии принятия российской фондовой биржей решения о допуске к торгам. Оно может быть принято российской биржей, если эти ценные бумаги прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный ФСФР России. Критерии и порядок включения иностранных фондовых бирж в этот перечень будут устанавливаться госрегулятором.

В случае делистинга таких ценных бумаг на иностранной фондовой бирже или исключения иностранной фондовой биржи из указанного перечня торги этими бумагами на российской фондовой бирже будут прекращены.

 

Досрочное «освобождение»

Согласно решению Госдумы Закон об ограничениях на проверки малого бизнеса контролирующими органами вступит в силу на два месяца раньше планируемого срока – уже 1 мая.

Поправки в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля» подготовил глава комитета по экономполитике и предпринимательству Евгений Федоров.

С момента вступления поправок в силу контролирующий орган не имеет права проверять предпринимателя чаще, чем один раз в три года, причем проверять по одним требованиям будет только один орган. Проверка будет преимущественно документарной, поскольку она не столь обременительна для предпринимателей и не отвлекает их от работы, пояснил автор законопроекта.

Общий срок проверки не может превышать 20 рабочих дней. Срок ее проведения в отношении одного субъекта не должен превышать 50 часов в год для малых предприятий и 15 часов – для микропредприятий. Результаты проверки, проведенной госорганом с грубыми нарушениями, не являются доказательствами нарушений предпринимателей. Генпрокуратура сформирует сводный план проверок, после чего каждый предприниматель сможет с ним ознакомиться на сайте этого ведомства.

Законопроект признан еще одним звеном совместной работы Госдумы и Правительства РФ над программой антикризисных мер, в рамках которой предусмотрены дальнейшие шаги по снижению административных барьеров для субъектов предпринимательства.

 

Обязательная оферта. Новый статус?

ФСФР России подготовила концепцию поправок в акционерный закон, направленную на защиту прав миноритариев в процессе обязательной оферты. Госрегулятор считает необходимым ввести процедуру предварительного госконтроля в процессе направления миноритариям обязательного предложения о выкупе акций акционером, который консолидировал долю в АО более 30%. То есть крупный акционер будет направлять проект обязательной оферты сначала на согласование в ФСФР России, а затем – эмитенту.

Замруководителя ФСФР России Елена Курицына считает, что этот механизм позволит избежать серьезных нарушений прав миноритарных акционеров и сделает процесс обязательного предложения более эффективным, а положение миноритариев – более защищенным.

Необходимость обязательной оферты будет зависеть не от размера пакета акций конкретного лица, а от его позиции в корпоративном управлении – возможности принимать те или иные решения. Порядок определения доли госрегулятором пока не определен. Е. Курицына напомнила, что все больше мажоритариев пытаются уклониться от исполнения оферты, если им это невыгодно. Служба направила концепцию законопроекта в Минэкономразвития и Минфин России.

Позиция Минэкономразвития России противоположна позиции ФСФР России. Министерство не поддерживает предварительный контроль, так как не видит смысла в дополнительных регулятивных полномочиях госрегулятора. Данное ведомство предлагает повысить планку с 30%, например, до 50%. Кроме того, оно считают необходимым разделить акционерные компании на публичные и непубличные и защищать миноритариев только публичных компаний. Непубличные, в свою очередь, должны сами определять в уставе процедуры защиты.

В то же время в ФСФР России полагают, что менять границу 30% не следует.

По мнению экспертов, активное участие ФСФР России в процессе обязательных предложений принесло бы положительные результаты, особенно если регулятора наделить полномочиями по проверке взаимосвязанности различных лиц. Обязательное предложение должно направляться не только теми акционерами, которым формально принадлежит 30, 50 или 75% голосующих акций, но и лицами, которые при формальном отсутствии в их владении соответствующего пакета акций реально управляют им. Порог владения акциями, при котором наступает обязательство сделать предложение о выкупе, должен сохраниться на текущем уровне 30%.

 

Должок!

На очередном заседании Комитета по собственности Госдумы под председательством Виктора Плескачевского был рассмотрен законопроект о внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ и Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Законопроект направлен на создание механизма предоставления в процессе банкротства предприятиям-должникам отсрочки и рассрочки до одного года по обязательным платежам в бюджеты всех уровней. Ранее такое решение, предусмотренное Налоговым кодексом РФ, почти не применялось, поскольку отсутствовали идентичные нормы в Законе о несостоятельности. Это делало малоэффективной реализацию реабилитационных процедур банкротства – финансового оздоровления, мирового соглашения, которые позволяют не допустить ликвидации бизнеса должника, продолжить его деятельность.

Вместо неопределенного действующего основания предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов («угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога») законопроект предусматривает наличие однозначного критерия – принятия решения налоговым органом о голосовании за заключение мирового соглашения в деле о банкротстве и его утверждении арбитражным судом.

Законопроект также признает норму Закона о банкротстве, предусматривающую соответствие графика погашения задолженности законодательству о налогах и сборах, утратившей силу. Данный график будет составляться в рамках процедуры финансового оздоровления, которая регламентируется исключительно законодательством о банкротстве.

Предлагается включить перечень оснований для пересмотра в судебном порядке утвержденного мирового соглашения между кредиторами и должником. Таким основанием будет являться выявление установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, наличие которых исключает изменение сроков уплаты налогов.

На заседании Комитета депутаты одобрили представленные таблицы поправок к законопроекту и рекомендовали Государственной Думе принять его во втором чтении.

 

Мировая

Госдума планирует принять закон о примирительной процедуре с участием посредника (медиации). Новшество состоит в том, что в России появятся специалисты, занимающиеся досудебным урегулированием споров между гражданами.

Теперь примирением сторон будут заниматься медиаторы – как частные лица, так и организации. К профессиональному миротворцу установлен ряд требований: возраст не менее 21 года, высшее образование, отсутствие судимости. Также кандидат должен сдать теоретические экзамены по подготовке посредников.

Суды будут вести специальные реестры посреднических организаций. Кроме того, законопроект содержит нормы о назначении посредников, правилах и сроках проведения примирительной процедуры, заключении соглашения об урегулировании спора, сохранении конфиденциальности.

По замыслу авторов законопроекта, медиаторы будут помогать в разрешении гражданско-правовых, трудовых, семейных и иных частных споров.