Социально направленный бюджет

| статьи | печать
Социально направленный бюджет

Совет Федерации одобрил принятый Госдумой в третьем чтении проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый
период 2010 и 2011 годов“». Об особенностях документа рассказывает председатель Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Юрий Васильев.

 

– В чем заключается антикризисный характер бюджета?

– Главное достоинство нового антикризисного плана в том, что неприкосновенными остались денежные суммы на финансирование социальных обязательств государства перед народом, сохранена социальная направленность бюджета. В отличие от многих европейских стран, которые сегодня сокращают государственные расходы на социальные цели, Россия социальные расходы увеличивает. Одни только пенсии возрастут на 37%. Особо отмечу новые возможности для использования средств материнского капитала на погашение кредитов, в том числе ипотечных – 26,3 млрд руб. Ну и конечно, на первом месте решение задачи по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны. На это выделено 35 млрд руб. Значительно увеличатся трансферты внебюджетным фондам – на 388,1 млрд руб.

Еще один основной приоритет – поддержка реального сектора экономики. Авиакомпании страны получат 12 млрд, автомобилестроение – 39 млрд руб. На субсидирование процентных ставок для предприятий агропромышленного комплекса будет выделено 18 млрд, на поддержку экспортной промышленной продукции – 6 млрд руб.

 

– Регионы наиболее уязвимы для кризиса. Это учтено?

– В 2009 г. прогнозируется снижение доходной базы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, что позволит сократить доходы в целом на 18% по сравнению с уровнем 2008 г. – до 5,1 трлн руб. Их дефицит составит 800 млрд руб. Недостаток средств для обеспечения текущих бюджетных расходов – не менее 292 млрд руб.

В связи с этим финансовая поддержка региональных программ увеличена на 300 млрд руб. Эти средства пойдут на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов в сумме 150 млрд и предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов до 150 млрд руб.

 

– Доходы уменьшены, а социальные расходы увеличены. За счет чего?

– Предыдущий бюджет 2009 г. рассчитывался исходя из прогнозной цены на нефть 95 долл. за баррель. Бюджет должен был быть профицитным – с доходами 10,9 трлн и расходами 9 трлн руб. В результате падения цены на нефть до 41 долл. за баррель доходы бюджета сократились до 6,7 трлн руб., или на 4,2 трлн руб., а расходы увеличились почти на 700 млрд руб. Впервые за последние годы федеральный бюджет сформирован со значительным дефицитом в 3 трлн руб., покрытие которого будет осуществляться за счет средств Резервного фонда.

 

– Что изменили в бюджете в последний момент?

– Всего в ходе работы над законопроектом ко второму чтению в комитет поступило 292 поправки, из них поддержано 16 и отклонено 127. Те 50 млрд руб., которые без изменения основных параметров были перераспределены по предложению депутатов при подготовке проекта ко второму чтению, – это все, что сейчас можно позволить. Из тех 300 млрд руб., которые предназначались банковскому сектору, 20 млрд выделено на финансирование федеральной целевой программы «Жилище». 600 млн руб. удалось направить на выплату ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство учителям, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

 

– Вы предложили увеличить финансирование на развитие дорожного строительства...

– В проекте бюджета на 2009 г. предлагалось сократить расходы федерального бюджета на строительство дорог на 118 млрд руб., из них по федеральным – на 32%, по региональным – на 36,8%. Подобное сокращение расходов неоправданно. Вопрос финансирования дорожного строительства, особенно в регионах, всегда был приоритетным для депутатов. Ведь дорожное строительство – это отрасль экономики, обеспечивающая формирование инфраструктуры страны, способствующая расширению внутреннего спроса. Такое строительство создает дополнительные рабочие места и тем самым реально увеличивает доходную часть региональных бюджетов. Мы планируем решить этот вопрос следующим образом: из 150 млрд руб., предназначенных для предоставления бюджетных кредитов регионам, выделить на цели дорожного строительства 25 млрд руб. Бюджетный кредит будет предоставляться на три года под 1/4 ставки рефинансирования Центрального банка. Регион сам будет решать, достраивать мост или вкладывать деньги в ремонт и содержание автомобильных городских или региональных дорог. Образно говоря, это кредиты окрашенные. На иные цели, кроме целей дорожного строительства, содержания и реконструкции, они не могут быть израсходованы.

В законопроекте на формирование уставного капитала Государственной транспортной лизинговой компании было выделено только 3 млрд руб. В рамках второго чтения принято решение дополнительно на эти цели направить еще 3 млрд руб. Приобретение и передача транспорта в лизинг строительным дорожным компаниям должны привести к удешевлению строительства дорог.