1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1401

Россияне распробовали коньяк и оценили суррогат

Россияне распробовали коньяк и оценили суррогат

Действия отечественных изготовителей вин и крепких алкогольных напитков в современных условиях продиктованы двумя основными тенденциями развития рынка – перераспределением спроса потребителей в сторону более дешевой продукции и укрупнением предприятий отрасли.

Рубль упал. Но участники рынка алкогольной продукции развиваться за счет импортозамещения не собираются. По данным компании ILS, в начале 2009 г. в России работало около 500 предприятий – производителей вина и крепких алкогольных напитков: 265 из них производят водку, 202 – вино, 94 – коньяк. Кардинального увеличения спроса на отечественную алкогольную продукцию предприятия не ожидают, поскольку большая часть российского производства работает на импортном сырье (например, зарубежных виноматериалах) и комплектующих, а их стоимость увеличивается с ростом курса доллара/евро пропорционально удорожанию готового импортного алкоголя. Отсутствие промышленных запасов делает отечественную продукцию недостаточно конкурентоспособной с учетом соотношения цена – качество. Так что ввозимая недорогая продукция, например из Молдовы или Болгарии, будет по-прежнему серьезно конкурировать с российским алкоголем.

Отечественная водка всегда была вне конкуренции. Ее объемы несопоставимы с объемами импортируемой водки. Однако существенного увеличения спроса в этом сегменте не ожидается. Импортная водка, как правило, премиальный и суперпремиальный сегмент, который сейчас сложностей не испытывает и даже растет. Страдает средний ценовой сегмент – так называемый low-premium. Замещение водки этого сегмента на более дешевую продукцию – наиболее вероятная тенденция.

Рынок алкогольной продукции в условиях кризиса развивается по двум направлениям. Во-первых, как на потребительском рынке в целом, изменяется структура спроса. Покупателя интересует продукт из той же товарной группы, но за меньшие деньги. В результате происходит перераспределение ассортимента в сторону увеличения доли нижнего ценового сегмента за счет сокращения объемов средней ценовой категории. Применительно к алкогольному рынку потребительский спрос сместился в большей степени в народный сегмент (до 100 руб.), среднеценовой (100–130 руб. за 0,5 л) и субпремиум (130–240 руб.).

Во-вторых, происходит укрупнение рынка за счет ухода слабых игроков, например компаний – импортеров алкогольной продукции. «Если в начале прошлого года импортом алкоголя в Россию занимались около 180 компаний, то к концу этого года их останется не более 50. Причем основные объемы будут сосредоточены в руках примерно десяти крупнейших: две-три компании, оказывающие услуги импорта, остальные – компании, ввозящие мировые алкогольные бренды для собственной дистрибуции», – прогнозирует Екатерина Кияшко, руководитель отдела маркетинга компании ILS.

Серьезного сокращения объемов продаж алкоголя из-за кризиса российские производители пока не заметили.

«В регионах, где на полках магазинов наша продукция представлена в полном ассортименте, снижения уровня продаж в кризисный период не последовало. Немного увеличилась доля водки в структуре продаж, но лидирующие позиции занимает коньяк», – отмечает Эдуард Тальман, генеральный директор ЛВЗ «Русский».

Отметим, что, по данным Росстата, коньяк – единственный алкогольный напиток, показавший положительную динамику по выпуску в 2008 г. Его производство увеличилось на 29% по сравнению с 2007 г.

«Объемы реализации нашего предприятия в начале 2009 г. сократились незначительно. В I квартале мы планировали реализовать 226 тыс., а реализовали 210 тыс. декалитров продукции. Причем нельзя однозначно утверждать, что выполнение плана на 95, а не на 100% связано именно с кризисом», – рассказала в беседе с корреспондентом «ЭЖ» Наталья Демина, директор по маркетингу ОАО «Сарапульский ликероводочный завод».

Структурные изменения продаж завода вызваны прежде всего изменением ассортимента. По мнению Н. Деминой, основные сложности сейчас связаны с работой на федеральном рынке, особенно это касается вывода новинок. Торговые точки сокращают ассортимент до самых ликвидных позиций, новые продукты берут неохотно. Финансовый кризис серьезно повлиял на деятельность торговых компаний. Поэтому сегодня все чаще отгрузки с заводов ограничиваются или прекращаются в связи с дебиторской задолженностью со стороны оптовых алкогольных компаний или розницы. В этих условиях производители вынуждены искать новых контрагентов.

Укрепляется тенденция регионального алкогольного сепаратизма, который не прочь поддержать и потребители. «При равных условиях региональные заводы не могут конкурировать с федеральными компаниями, но для местных властей такие меры – единственный способ гарантировать спрос. В этой ситуации регионального дистрибьютора не устроит ни лучшая цена на товар, ни дополнительные бонусы, ни дополнительные отсрочки платежей», – заметил Алексей Мустяца, генеральный директор ЗАО «Группа предприятий “ОСТ”».

Дестабилизирующим алкогольный рынок фактором в настоящее время является нелегальное производство спирта и алкогольной продукции. Не на последнем месте в данном вопросе производство и оборот технического этилового спирта, спиртосодержащей продукции. По данным Центра разработки национальной алкогольной политики, от случайных отравлений алкоголем в России в 2008 г. умерли 19 225 человек. Пока алкоголь явно летит «в тень», так как происходит смещение потребления водки в сторону более дешевых продуктов, которые часто нелегальны.

Расширение рыночной ниши дешевого нелегального алкоголя и алкогольных суррогатов также продиктовано ростом ставки акциза на алкогольную продукцию, как следствие – рост ее цены.

Таблица 1

Средняя стоимость импортируемой алкогольной продукции, начало 2008 г. – начало 2009 г., долл./л

Продукция

Период

январь –
октябрь 2008 г.

ноябрь 2008 г. – февраль 2009 г.

Водка

2,60

2,44

Коньяки и бренди

11,97

10,54

Вина

4,05

3,08

Таблица 2

Доли ценовых сегментов в общем объеме импорта вина 2006–2008 гг., %

Ноябрь 2008 г.

Декабрь 2008 г.

Январь 2009 г.

Февраль 2009 г.

<3 долл./л

83,77

82,93

92,21

92,21

3–6 долл./л

12,47

13,46

6,56

9,63

>6 долл./л

3,76

3,61

1,23

1,09

ИСТОЧНИК: АНАЛИТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КОМПАНИИ ILS

 

К СВЕДЕНИЮ

В 2008 г. отмечался спад производства практически всех категорий алкогольной продукции, кроме коньяка. По данным Росстата, производство спирта в 2008 г. составило 44,6 млн дал (80,4% от уровня 2007 г.), водки и ликероводочных изделий – 121,5 млн (92,4%). Натуральных вин в 2008 г. было произведено на 1,9% меньше, чем в 2007 г., вин шампанских – на 3,7% меньше. В то же время производители коньяка выпустили продукции на 29% больше, чем в 2007 г. Те же тенденции сохранились в первые месяцы 2009 г. Производство водки и ликероводочных изделий сократилось за два месяца 2009 г. на 21%, этилового спирта – на 17,6%, рост выпуска коньяка по сравнению с январем – февралем 2008 г. составил 15,1%.