1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1143

Два закона в один день

Сразу в три федеральных закона двумя новыми законами внесены изменения, регулирующие деятельность органов местного самоуправления.

Муниципалитеты отныне могут принимать собственные правовые акты, касающиеся защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Президент РФ 7 мая подписал Федеральный закон № 84-ФЗ «О внесении изменений в ст. 2 федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” и ст. 2 Федерального закона “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”.

Ранее принятые законы от 21.12.94 № 68-ФЗ и от 22.08.95 № 151-ФЗ не предусматривали таких возможностей. Вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций были предметом регулирования федеральных законов и законов субъектов Федерации. Внесенные в них поправки позволяют муниципалитетам при решении вопросов местного значения принимать собственные правовые акты и тем самым регулировать вопросы деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований.

Одновременно устранено содержавшееся в них несоответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На самом деле на местах выработался некий тренд: если надо ответить на претензии населения по тому или иному вопросу, включая защиту от чрезвычайных ситуаций, следует кивок в сторону центра, мол, полномочий мало. А когда надо организовать выгодное дело, то полномочия быстро осваиваются. Например, можно копать песок и продавать его, называя карьер противопожарным прудом.

В тот же день глава государства подписал еще один касающийся прав местной власти Федеральный закон от 07.05.2009 № 90‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”». Теперь высшее должностное лицо субъекта Федерации или представительный орган муниципального образования вправе без решения суда инициировать удаление в отставку выборного главы местной администрации или выборного главы муниципального образования (МО).

Не возымели действие ни отчаянное сопротивление экспертного сообщества, ни пассивно-негативная реакция практиков муниципального управления («ЭЖ», 2009, № 4, 15 и 18).

К полномочиям местных депутатов отнесено также заслушивание ежегодных отчетов главы МО, главы местной администрации о результатах их деятельности, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования. В связи с этим установлена обязанность главы МО, главы местной администрации по представлению ежегодных отчетов.