Регионы на грани банкротства («Экономика и жизнь», № 12 , 2009 г.)

| статьи | печать
Регионы на грани банкротства («Экономика и жизнь», № 12 , 2009 г.)

В семи приоритетах антикризисной программы не нашлось места для 83 субъектов Федерации. Между тем многих из них уже впору объявлять бюджетными банкротами, а остальным грозит банкротство в ближайшие месяцы. И такие выводы эксперты делают только на основании анализа бюджетов. Данные о долгах, которые имеют и уже с трудом обслуживают регионы, пока не афишируются.

 

Распределение налогов в стране между региональными, местными и федеральным бюджетами налажено так, что регионы всегда в минусе. Даже в «тучный» 2008 г. совокупный бюджетный дефицит регионов составил 54 млрд руб.

Но в хорошие годы центр переводил на места более-менее достаточно денег. Кризис сократил трансферты.

К примеру, по итогам января совокупные доходы региональных бюджетов упали по сравнению с январем 2008 г. на 24,6%. Тем не менее собственные доходы региональных бюджетов снизились только на 10,6%. Остальное сокращение — за счет урезания почти вдвое трансфертов из центра.

По минфиновским расчетам, доходы региональных бюджетов по итогам I квартала сократятся на 30—70%. По расчетам Министерства регионального развития РФ, дефицит консолидированного бюджета регионов по итогам года составит 800 млрд руб. Центр обещает компенсировать 300 млрд руб. Остальное предлагается как-то сэкономить.

На практике это означает, что регионам предлагается сокращать расходы по статьям, которые на федеральном уровне являются неприкосновенными. В частности, речь идет об ограничении индексации зарплат бюджетникам в размере 10%, экономии фонда оплаты труда за счет увольнений из бюджетной сферы, о сокращении расходов на покупку техники и (на четверть) на содержание автопарка, сокращении плановых расходов на коммунальные услуги на 10—15%, об экономии на освещении, благоустройстве, капитальном ремонте дорог, на новом строительстве.

В теории все, казалось бы, логично. На практике попросту не на чем уже экономить без угрозы разрушения инфраструктуры, не говоря уже о семейных бюджетах.

Все эксперты сходятся во мнении, что кризис больнее всего ударит именно по регионам и муниципальным образованиям, которые и до сих пор не шиковали. Из девяти нынешних только Москва и Санкт-Петербург останутся донорами. Многим регионам грозит дефолт со всеми вытекающими последствиями.

В антикризисной программе правительства регионы упомянуты лишь в заключительной части документа, вынесенного на всенародное обсуждение на неизвестно какой срок. И в приложении к программе регионы указаны последним пунктом.

Поступления в региональные бюджеты от налога на прибыль сократятся в этом году на 25—30%, а от НДФЛ на 5—10%, посчитал заместитель министра финансов РФ Антон Силуанов. Это 70% налоговых доходов регионов. При таких потерях недалеко и до дефолта субъекта Федерации.

Между тем простейший анализ показывает, что основные беды регионов будут от сокращения трансфертов.

Именно в результате этого многие территории будут вынуждены отказываться от немалой части своих расходов — от 30 до 50% к сегодняшнему уровню.

С этим согласен и директор Института реформирования общественных финансов, доктор экономических наук Владимир Климанов: «Особенно пострадают регионы, благополучие которых зависит от крупных металлургических и нефтеперерабатывающих предприятий. Но первым регионом-банкротом вполне может стать Московская область, имеющая неподъемный шлейф долговых обязательств — кредитов и облигаций».

Главы регионов срочно пересчитывали расходы с поправкой на кризис. Сейчас они застыли в ожидании уточненного бюджета страны. Пока только Пермский край имеет утвержденный региональным законом консолидированный бюджет-2009, который не претерпит существенных изменений и после принятия федерального бюджета.

В нескольких регионах, например, сначала пошли по пути сокращения субсидий муниципалитетам. Но в антикризисной программе правительства сказано, что сбалансированность бюджетов разных уровней должна обеспечиваться путем предоставления субъектам средств из федерального бюджета при отказе региональных начальников «от пополнения доходной базы бюджета субъекта Российской Федерации за счет снижения доходной базы местных бюджетов». Министр регионального развития РФ Виктор Басаргин уже дважды — в Госдуме и Совете Федерации — заявлял, что будет пресекать попытки субъектов решать проблемы за счет муниципальных образований.

«Взамен обещано создать финансовый резерв для обеспечения сбалансированности местных бюджетов, а субсидии на софинансирование расходов местных бюджетов заменить дотациями на „тушение непредвиденных ситуаций“», — поясняет В. Климанов. При этом эксперт считает совершенно очевидным, что правительство недооценивает опасность ситуации в регионах и поэтому не принимает срочных и системных мер. В том, что нет консолидированной позиции для диалога с центром, виноваты и губернаторы.

В то же время экспресс-опрос экспертов, проведенный редакцией «ЭЖ», показал, что в число наиболее пострадавших от кризиса регионов попали самые сильные до сих пор субъекты Федерации. Их совокупный бюджет равен почти 1 трлн руб. Но именно им надо вводить секвестр зарплаты региональных чиновников и даже бюджетников — работников сферы культуры, образования и здравоохранения. Депрессивным республикам, краям и областям такой жесткий режим экономии не грозит: они и до кризиса жили небогато.

Самая тяжелая ситуация складывается в 17 субъектах. В их числе Свердловская, Вологодская, Костромская области, Чувашия, Татарстан, где рухнули промышленное производство, инвестиционная активность, зато возросла социальная напряженность. В этих регионах около 25% занятого населения работает в «кризисных отраслях». А Свердловская область вместе с Подмосковьем и Тульской областью входит еще в тройку лидеров по кредиторской задолженности.

В 14 регионах, в том числе в Башкирии, Хакасии и Ленинградской области, существует риск возникновения социальной напряженности из-за большого количества моногородов.

Неблагоприятная ситуация складывается также в Удмуртии, Кемеровской, Тюменской и Челябинской областях, Москве, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, которые имели стабильные доходы от благоприятной конъюнктуры.

По предварительным расчетам, в I квартале большинство регионов уже уменьшило свои траты почти на четверть и практически все начинают испытывать трудности с финансированием текущих расходов. Сейчас только 14 субъектов способны самостоятельно выполнять принятые обязательства перед населением.

Не исключено, что скоро практика госуправления в современной России пополнится примерами введения временных финансовых администраций в регионах. Это предусмотрено в законодательстве — в Бюджетном кодексе РФ и Федеральном законе от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Но вряд ли это решит проблемы. Нужно либо пойти на давно предлагаемые изменения налогового законодательства и предоставить территориям возможность оставлять у себя больше доходов, либо исхитриться наращивать трансферты.