1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1155

Критик Минфина будет работать в Минфине

Критик Минфина будет работать в Минфине

На столе председателя правительства Владимира Путина с 25—26 марта уже лежал на подпись приказ о назначении главой Федеральной службы страхового надзора нынешнего президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Александра Коваля. На момент подписания номера в печать премьер еще не поставил свою резолюцию на документе. Но вопрос, судя по всему, решен.

 

В понедельник 23 марта Илья Ломакин-Румянцев покинул офис главы Федеральной службы страхового надзора (ФССН), чтобы занять должность начальника экспертного управления президента Дмитрия Медведева. На пост руководителя ФССН, как ожидается, будет назначен действующий президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Александр Коваль. Документы на его назначение глава Минфина России Алексей Кудрин отправил на подпись премьер-министру Владимиру Путину.

Это не просто рядовая кадровая перестановка. Имеет смысл говорить о весьма серьезных переменах, имеющих значение для всего страхового рынка.

Участники рынка характеризуют И. Ломакина-Румянцева как «руководителя независимого, умного и адекватного». При нем рынок был «зачищен» от «серого» схемного страхования, были введены в действие знаменитые приказы № 100н и 149н, определившие требования к размещению страховых резервов и к собственным средствам страховщика. И. Ломакин-Румянцев не побоялся пойти даже на публикации черных списков страховщиков (один список — проштрафившиеся страховые компании и другой — виновные руководители страховых компаний). По сборам премий за время его работы рынок вырос в два раза: с 471,6 млрд в 2004 г. до 946,2 млрд руб. в 2008 г., а число страховых компаний, наоборот, почти в два раза сократилось (примерно с 1400 компаний до 786 на конец 2008 г.). При нем Росстрахнадзор начал публиковать ежегодные аналитические доклады о развитии рынка, ежеквартальные статистические данные, отчеты о выездных проверках, выпущенных предписаниях и количестве поступивших жалоб граждан. Применялась практика проведения бесплатных обучающих семинаров для страховых компаний, на которых представители страховщиков могли задать представителям ФССН конкретные вопросы по поводу толкования той или иной нормы.

Член комитета Госдумы по финансовому рынку А. Коваль известен как основной автор страховых законопроектов в Госдуме и глава страхового лобби, ориентированного в первую очередь на интересы крупных страховых компаний. Известны его попытки увеличить число обязательных видов страхования в России. А. Коваль — автор законопроекта «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (ОПО), который ожидает второе чтение в Госдуме еще с 2005 г. Несмотря на то что он много раз объявлялся авторами «практически согласованным со всеми заинтересованными ведомствами, в том числе с Администрацией президента», и в прошлом году был рекомендован Госдуме ко второму чтению Экспертным советом по законодательству о страховании при комитете ГД по финансовому рынку, промышленное лобби по-прежнему удачно сопротивляется его продвижению.

Глава ВСС также продвигает законопроект «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона „О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“» (введение обязательного медицинского страхования мигрантов — граждан СНГ и зарубежья). Оба законопроекта, когда будут приняты, создадут страховым компаниям новый рынок в размере порядка 1 млрд долл. каждый. Эти законопроекты выгодны страховому сообществу в целом. Например, поддержанное А. Ковалем предложение о запрете страховым агентам работать более чем на одну компанию (Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации“» (в части установления института саморегулируемых организаций страховщиков, восьмая статья) было выгодно крупным страховщикам. В первую очередь Росгосстраху, на который на момент внесения законопроекта (2006 г.) работало 60% всех страховых агентов в стране.

И наконец, А. Коваль является сторонником ужесточения регулирования. Он неоднократно высказывался за введение личной, возможно даже уголовной, ответственности для недобросовестных руководителей страховых компаний.

В случае его назначения за­явленная политика Минфина России в области страхования, а именно нацеленность на развитие добровольных видов страхования вступит в противоречие с личной политикой главы страхового подразделения министерства. При этом сам А. Коваль неоднократно высказывал недовольство деятельностью Минфина России на ниве отечественного страхования. В частности, осенью 2008 г. он заявил: «Хотя Минфин считает предыдущую стратегию развития страхования в России выполненной, я считаю, что ничего не сделано».