1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Неопределенная забота о здоровье

Установлен порядок проведения диспансеризации работников в 2009 г.
Неопределенная забота о здоровье

Минздравсоцразвития России приказом от 24.02.2009 № 67н утвердило Порядок и объем проведения в 2009 г. дополнительной диспансеризации работающих граждан. Однако при его исполнении могут возникнуть проблемы. Какие? Давайте разберемся.

Вперед в прошлое!

Законодательство не содержит определение понятия «диспансеризация». Считается, что это один из видов обследования здоровья населения, целью которого является профилактика заболеваний, выявление предрасположенности к ним и ранняя диагностика болезней.

В Советском Союзе проведение диспансеризации было одним из направлений деятельности учреждений здравоохранения. В России ее возрождение осуществилось в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». Диспансеризация стала возможна благодаря предоставлению территориальным фондам ОМС целевых субсидий. При этом первоначально предусматривалось, что она проводится только в отношении работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, соцзащиты, культуры, физкультуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях (приказы Минздравсоцразвития России от 22.03.2006 № 188 и от 17.01.2007 № 47). В приказе данного министерства от 20.02.2008 № 80н «О проведении в 2008—2009 годах дополнительной диспансеризации работающих граждан» круг работников уже не был определен. Это дало основание считать, что обследованию подлежат все работающие граждане. А в утвержденном и рассматриваемом нами Порядке специально оговаривается, что лица, в отношении которых проводилась диспансеризация в 2006—2008 гг., повторно дополнительной диспансеризации в 2009 г. не подлежат.

Таким образом, рано или поздно с диспансеризацией работников придется столкнуться всем работодателям (за исключением тех, у которых сотрудники проходят диспансеризацию в рамках дополнительно­го медицинского страхования). В связи с этим отметим, что они не обязаны тратить собственные средства на диспансеризацию, которая должна проводиться исключительно за счет выделенных субсидий. Пунктом 2 обсуждаемого приказа установлен норматив затрат по данному мероприятию на одного работающего гражданина в сумме 1042 руб.

В расчете на добрую волю

Из пункта 4 приказа следует, что органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения должны:

  • определить организации, работники которых подлежат дополнительной диспансеризации в 2009 г., составив поименные списки таких работников, выверенные с работодателями;
  • согласовать планы-графики и время проведения обследования, разрабатываемые медицинскими учреждениями, участвующими в ее проведении;
  • довести сведения об этих учреждениях до руководителей вышеуказанных организаций.

Безусловно, забота о здоровье населения — дело первостепенной важности. Однако, учитывая, что Российская Федерация претендует на статус правового государства, уместно задать вопрос: обязан ли работодатель участвовать в подготовительных мероприятиях, предшествующих диспансеризации, а затем освобождать своих сотрудников от работы на время проведения данного мероприятия?

Прежде всего отметим, что Трудовой кодекс РФ вообще не упоминает о диспансеризации работников.

Статьей 212 ТК РФ, в частности, определено, что работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, организовать проведение за свой счет обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников с сохранением за ними места работы и среднего заработка. Однако в данном случае имеются в виду медосмотры некоторых категорий работников, проводимые согласно ст. 213 ТК РФ. В частности, это работники, занятые на тяжелых, вредных и опасных работах, работники организаций общепита, торговли и детских учреждений. А диспансеризации подлежат все без исключения работники.

В обязанности работодателя согласно ст. 212 ТК РФ также входит обеспечение работников санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием. Между тем из ст. 223 ТК РФ следует, что такое обслуживание заключается в оборудовании специальных помещений и комнат, создании санитарных постов, обеспечении работников в установленных случаях газированной соленой водой. Следовательно, и это положение не имеет отношения к диспансеризации.

Получается, что работодателя нельзя обязать на основании ст. 212 ТК РФ участвовать в мероприятиях, предусмотренных обсуждаемыми приказом и Порядком, а также освобождать сотрудников от работы на время проведения диспансеризации. Можно рассчитывать только на его добрую волю.

Материальный и налоговый аспекты

Перед работодателем, согласившимся на участие в диспансеризации, неизбежно встанет вопрос о начислении заработной платы обследуемым сотрудникам.

Исходя из ст. 185 ТК РФ средний заработок сохраняется за работниками на период их медицинского осмотра (обследования) лишь в случае, если прохождение такого медосмотра является обязанностью работников. А обратившись к ст. 214 ТК РФ, мы узнаем, что о подобной обязанности можно говорить, только когда речь идет о медицинских осмотрах, проводимых согласно уже упомянутой ст. 213 ТК РФ, не имеющей никакого отношения к диспансеризации. Значит, работодатель на законном основании вправе предложить работникам, желающим пройти диспансеризацию, оформить на время обследования отпуск без сохранения заработной платы.

Учитывая далеко не идеальную организацию работы бюджетных медучреждений, работник может затратить на диспансеризацию значительное время. При этом наверняка найдутся желающие сохранить свой заработок, махнув рукой на здоровье.

Если же работодатель вопреки законодательству все же оплатит сотрудникам время, потраченное на обследование, у него могут возникнуть проблемы с учетом выплаченных сумм и конфликт с налоговыми органами.

Что делать?

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации наделено полномочием вносить в Правительство РФ проекты федеральных законов по вопросам, относящимся к своей сфере деятельности. Издавая уже в течение нескольких лет приказы о проведении диспансеризации, это ведомство должно было озаботиться подготовкой правовой базы для полноценной реализации этого действительно нужного мероприятия. Чтобы при проведении диспансеризации не возникало проблем, в Трудовой кодекс РФ необходимо внести поправки, обязывающие работодателей участвовать в диспансеризации и выплачивать работникам среднюю заработную плату за время обследования. Надеемся, что соответствующий проект федерального закона будет подготовлен и одобрен законодателем.

Пока же организациям, которым небезразлично здоровье своих работников, можно посоветовать внести в коллективный договор положения об участии работодателя в диспансеризации и оплате работникам среднего заработка за время обследования.