Существо и форма

| статьи | печать

Сегодня, когда завершился учебный год и началась подготовка к новому, вспомним историю. Ученый люд всегда ценился на Руси. Руководители предприятий, работодатели во все времена уделяли много внимания повышению квалификации и обучению сотрудников. Свидетельством этому служит публикация в августе 1966 года в еженедельнике «Экономическая газета» (так в то время называлась «ЭЖ»).

 

«Во всяком деле положены благорасположение к своему занятию, знание всего предмета, кое мастеришь, умственная сметка, расчет …Изготовление пириксилина работнику делать по правилу науки, действовать не на авось, изобретать сноровку, соблюдать расчет, блюсти бережливость. Азотную кислоту, спирт, бумагу елико серу, селитру, уголь употреблять должны счетом, блюдя точностью выгоду дела. Для чего мастерам втолковывать, не спехом, каждому мастеровому человеку. Чтоб работать не зудом, а головой, толково, соблюдая казенный интерес, свой урок с расчетом…»

Это примечательное распоряжение — попытка втолковать, что к чему по части «выгоды дела» — было отдано управляющим казенным Охтенским пороховым заводом в 1847 году.

Охтинцы 1966 года не краснели перед историей: они много внимания, забот, средств и сил уделяли повышению квалификации и экономическому образованию кадров. Речь шла, как отмечал в то время директор комбината И. Барботин, не о повышении технических знаний, профессиональных навыков, а о коренной перестройке мышления всего коллектива.

Курсы повышения квалификации руководящего состава посещали директор, главный инженер и секретарь парторганизации. Они же проходили специальные курсы при технологическом институте по основным законам социалистической экономики и существу хозяйственной реформы.

Главный экономист, бухгалтер, механик, электрик и начальники отделов (финансового, планового, труда и зарплаты) проходили специальные межотраслевые одногодичные курсы при Финансово-экономическом институте имени Вознесенского, Инженерно-экономическом институте имени Тольятти и участвовали в экономическом семинаре для городского партийно-хозяйственного актива.

Большинство инженерно-технических работников занимались «перестройкой мышления» по двум, трем, а порой и четырем формам обучения.

Среди них: городские курсы повышения экономической квалификации инженера и техника, курсы экономики и организации производства, комбинатский университет инженера, заочный Северо-Западный политехнический институт, производственные школы и курсы основ экономики социалистического предприятия, межотраслевые кружки экономических знаний, постоянные семинары научной организации труда, цеховые экономические семинары, а также институты, техникумы, аспирантура.

Однако, прослушав разные вариации одной и той же темы, сотрудник комбината не знал, что взять за основу.

Нужен был комплекс «ступенчатых» программ для слушателей различного уровня знаний и специальностей, чтобы каждый мог включиться в учебу на любом уровне, изучать посильные и необходимые ему экономические понятия.

Тогда считали, что наиболее плодотворная форма экономической учебы рабочих — кружковые занятия в цехах, сведенные в единый комплексный учебный курс. Его программа – это сплав политики и экономики, теории и практики, проблем организации труда и освоения техники. Но все должно быть пронизано спецификой данного производства, его потребностями.

Как считали тогда на Охтинском комбинате, слабость организационных начал — главная беда в экономическом образовании. Своими силами заводу трудно разработать программу, определить методики обучения. Это дело государственное.

«Основа экономических знаний — «экономический всеобуч» — необходим сегодня каждому. Этот первоначальный курс стоит, видимо, выделить как обязательный для всех. А уже на этой основе пусть растут и развиваются разнообразные программы и формы занятий, зависящие от желаний, необходимости, интересов, уровня знаний».

Эта цитата сорокалетней давности и сегодня звучит очень актуально.

 

Перечень тем лекций, семинаров, докладов, бесед (1966 год)

  • Новое в управлении, планировании, материальном поощрении, экономических стимулах производства;

  • экономическая эффективность новой техники и планирование организационно-технических мероприятий;

  • использование оборотных и основных фондов;

  • роль мастера, начальника смены в организации производства и соревнования;

  • хозрасчет и финансовая деятельность, прибыль, рентабельность.

 

Справка

Сегодня Охтинский химический завод, основанный в 1715 году по указу Петра Великого как Охтинский пороховой, входит в состав ОАО «Пластполимер». На предприятии существует программа подготовки персонала по необходимой для организации профессии, получить смежную профессию и повысить квалификацию управленцев и ИТР в институтах повышения квалификации. Каждый год заключаются договоры с профтехучилищами, техникумами, университетами Санкт-Петербурга о прохождении производственной практики с последующим трудоустройством на предприятии.