Сделки вне «закона»

| статьи | печать

Правомерны ли требования Агентства лесного хозяйства по Пензенской области (вышестоящая организация) по исполнению Федерального закона от 21.06.2005 № 94-ФЗ:

1. Является ли неправомочной комиссия по осуществлению закупок, созданная в федеральном государственном учреждении, если члены комиссии не прошли обучение по курсу «Управление госзакупками»?

2. Могут ли обязать учреждение производить закупки одноименных товаров на условиях, определенных Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ, на сумму, превышающую 60 тыс. рублей в течение квартала, если каждая сделка не превышает указанной суммы?

ФГУ «ЛУНИНСКИЙ ЛЕСХОЗ», ПЕНЗА

 

1 Положения, касающиеся деятельности комиссии по размещению заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги, содержатся в ст. 7 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон).

Так, п. 4 данной статьи содержит перечень физических лиц, которые не могут быть членами комиссии. К ним относятся физические лица, лично заинтересованные в результатах размещения заказа. В том числе:

  • лица, подавшие заявки на участие в конкурсе, в аукционе, в запросе котировок либо состоящие в штате организаций, подавших указанные заявки;

  • лица, на которых способны оказать влияние участники размещения заказа этих организаций, в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами), членами их органов управления, кредиторами участников размещения заказа.

Кроме того, п. 10 ст. 7 Закона предусматривает, что комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем 50% общего числа ее членов.

Статья 7 Закона, а также иные нормы данного правового акта не содержат предписаний, касающихся обязательного обучения членов комиссии по курсу «Управление госзакупками».

Следовательно, утверждение Агентства лесного хозяйства по Пензенской области об обязательности обучения членов комиссии на названных курсах не основано на Законе. Данный правовой акт также не содержит норм, позволяющих признавать комиссию неправомочной в том случае, если ее члены не прошли обучение по курсу «Управление госсзакупками».

2 Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ применяется при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 1 Закона).

Исключение составляют случаи, когда такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке, то есть 60 тыс. рублей (Указание Центрального банка РФ от 14.11.2001 № 1050-У).

Следовательно, нормы Закона применяются в случаях размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд только в тех случаях, если такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму свыше 60 тыс. рублей.

При этом п. 2 ст. 1 Закона не оговаривает, что положения данного правового акта следует также распространять на закупки в том случае, если каждая сделка не превышает 60 тыс. рублей, но в течение квартала общая сумма сделок по одноименным товарам превышает названную сумму.

Следовательно, требование Агентства лесного хозяйства Пензенской области в данной части также не основано на нормах Закона.

Следует, кроме того, обратить внимание на разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 24 «О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Из данных разъяснений следует, что учреждение должно руководствоваться положениями Закона в том случае, если оно уполномочено органом государственной власти РФ, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления выполнять функции государственного (муниципального) заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, действуя в этом случае в интересах и от имени публичного образования.

Приобретение бюджетными учреждениями для собственных нужд товаров, работ и услуг на сумму, не превышающую 200 тыс. рублей, осуществляется на основании договоров, заключаемых в обычном порядке в соответствии с общими правилами, установленными ГК РФ.

Свои разъяснения Пленум ВАС РФ основывает на анализе норм Гражданского и Бюджетного кодексов, а также Закона.