1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Госзаказ: до хрустальной прозрачности пока далеко

800 млрд руб. составит размер госзаказа в 2006 г. по данным Правительства РФ

Более 20% федерального бюджета расходуется на закупки для государственных нужд (в денежном выражении сумма составляет 800 млрд руб.). В следующем году эта цифра возрастет почти до триллиона. Как повысить эффективность госзакупок и избежать коррупции при расходовании таких громадных средств, обсуждали на своем заседании члены Правительства.

 

Принятый в прошлом году Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» позволил немного упорядочить разобщенные ранее системы размещения заказов на всех уровнях государственного и муниципального управления.

Титаническими усилиями Минэкономразвития удалось слегка приподнять завесу «государственной» тайны с процедур закупок, проводимых различными ведомствами и региональными властями.

В 86 субъектах Федерации (за исключением Тывы и Ингушетии) появились официальные сайты для размещения информации о госзаказах. Официальные печатные издания для аналогичных целей стали издаваться в 59 областях.

Однако проверки, проводимые Федеральной антимонопольной службой, показывают, что до хрустальной прозрачности еще очень далеко. За первую половину текущего года 151 плановая проверка ФАС выявила 121 нарушение действующего законодательства (то есть примерно в 80% случаев). А при внеплановых проверках число «неувязочек» превысило количество попавших под контроль организаций.

Наиболее типичные нарушения — это отсутствие извещения о торгах, смещение сроков, необоснованные требования о представлении различных справок, искусственное дробление заказа, а также порядок размещения региональных заказов, не согласованный с федеральным законодательством.

Еще более сложная ситуация сложилась в естественных монополиях, где топ-менеджеры зачастую распоряжаются государственными средствами как своими личными деньгами. Поэтому МЭРТ предлагает распространить на монополии процедуры размещения заказов, предусмотренные в Законе.