Гражданский кодекс: продолжение следует

Госдума приняла в первом чтении четвертую часть ГК РФ, посвященную вопросам интеллектуальной собственности
| статьи | печать
Гражданский кодекс: продолжение следует

До недавнего времени не только представители бизнеса, но и многие юристы считали, что принятая в конце 2001 г. ч. 3 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) является заключительной и новых глобальных изменений в гражданском законодательстве не предвидится.

Однако 20.09.2006 Государственная Дума приняла в первом чтении новую — четвертую часть Кодекса, которая должна регулировать защиту интеллектуальной собственности (ИС). Причем этот документ в его нынешнем виде вызывает немало нареканий и у юристов, и у представителей правообладателей.

 

Что предлагают разработчики

 

По мнению разработчиков проекта ч. 4 ГК РФ, Кодекс должен объединить все нормы, относящиеся к объектам ИС — изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, программам для ЭВМ, базам данных, топологиям интегральных микросхем, селекционным достижениям.

Заключительная часть ГК РФ, по замыслу ее создателей, должна заменить целый ряд законов, касающихся интеллектуальной собственности. Она включает в себя положения Закона от 09.07.93 № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах», Патентного закона РФ от 23.09.92 № 3517-I, Закона от 23.09.92
№ 3526-I «О правовой охране топологий интегральных схем» и ряда действующих в настоящее время нормативных актов.

Впрочем, проект не только воспроизводит положения ныне действующих законов, но и содержит целый ряд новых норм.

Так, в нем появилось новое для российского законодательства понятие — «право на секрет производства» (ноу-хау). Под ним понимаются знания и умения, необходимые для создания того или иного изделия, воспроизведения процесса.

В отличие от изобретения, которое представляет собой новое техническое решение задачи, повышающее уже существующий уровень техники, ноу-хау может включать в себя и коммерческую информацию. Глава 75 ч. 4 ГК РФ определяет признаки секрета производства, содержание исключительного права на него, особенности договора об отчуждении права на секрет производства и соответствующего лицензионного договора. Проект также регулирует взаимоотношения работника и работодателя в связи с созданием служебного секрета производства.

Новая часть Кодекса впервые вводит правовую охрану исключительного права на доменное имя. Оно определяется как обозначение информационных ресурсов и адресации запросов в Интернете. Проект устанавливает порядок использования домена, общие условия договора об отчуждении исключительного права на доменное имя, а также предусматривает случаи недействительности его предоставления.

При разработке проекта ч. 4 ГК РФ не были забыты и интересы государства. Глава 77 «Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии» призвана предотвратить нецелевое расходование и хищение бюджетных средств, выделяемых на проведение научных исследований и разработок. Предполагается, что эти нормы будут стимулировать практическое применение новых технологий и их введение в экономический оборот. Глава носит рамочный характер, и для ее реализации потребуется издание ряда подзаконных актов.

 

Подводные камни

 

Специалисты, которых коснутся предложенные нововведения, нашли ряд противоречий и недоработок в Кодексе. Многие юристы, представители авторского и научного сообществ, патентоведы, изобретатели негативно относятся к возможности принятия новой части ГК РФ, полагая, что работу по кодификации ИС следовало бы вести в рамках общей части Кодекса, не затрагивая специфики и сложных взаимодействий особенной части.

Правоведы указывают на то, что проект содержит некорректную терминологию. Как отмечает патентный поверенный РФ Наталья Золотова, разработчики законопроекта отказались от уже устоявшихся в национальной правовой системе ключевых терминов, гармонизированных с международным законодательством. Например, по сути, из него исключен сам термин интеллектуальная собственность, замененный интеллектуальными правами, которые, в свою очередь, подразделяются на исключительные, личные неимущественные и иные права.

Свое мнение по поводу законопроекта высказали и представители информационного сообщества, то есть организаций, предоставляющих услуги в сети Интернет. Согласно проекту доменное имя становится полноценным объектом интеллектуальной собственности.

В этом случае человек, зарегистрировавший на себя домен, совпадающий с названием какой-либо компании, будет считаться обладателем ее товарного знака. Такой практики нет ни в одной стране мира. Нельзя не обратить внимание и на тот факт, что иностранные произведения получают меньший уровень защиты, чем национальные: иностранным авторам предоставляются исключительные права, но не смежные. Все это существенно затруднит выход иностранных компаний на российский рынок.

Специалисты в области авторского права указывают на то, что законопроект в случае его принятия может породить целый ряд неприятных казусов. Так, по ныне действующему законодательству 50-летний срок охраны авторского права на роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» исчисляется с даты его первого опубликования (1967—1968 гг.) и, следовательно, заканчивается в 2018 г. Однако согласно положениям проекта ч. 4 ГК РФ срок охраны авторского права исчисляется с даты смерти М.А. Булгакова (1940 г.) и, несмотря на его увеличение до 70 лет, истекает на 8 лет раньше — в 2010 г.

Эти обстоятельства и вызывают опасение, что принятие проекта 4-й части ГК РФ в том виде, в котором он сегодня представлен на рассмотрение в Госдуме РФ, отбросит назад сложившуюся в России практику защиты и оборота интеллектуальной собственности. Но процесс принятия законопроекта набирает обороты и, как полагают специалисты, может завершиться уже в начале 2007 г.

История вопроса

С начала 90-х годов российское законодательство об интеллектуальной собственности вопреки всему предыдущему отечественному законодательному опыту оказалось рассредоточено по нескольким не связанным и не скоординированным между собой законам. Это привело к тому, что на практике нормы законодательства об интеллектуальной собственности зачастую не воспринимаются как регулирующие гражданско-правовые отношения, хотя имеют общие отсылки к гражданскому законодательству.

Поэтому разработчики ГК РФ первоначально включили в проект ч. 3 Кодекса раздел «Исключительные права». Он вызвал в юридическом мире острые дискуссии, обусловленные столкновением интересов ряда ведомств с интересами правообладателей.

В 2000 г. в соответствии с решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства раздел был выделен из проекта ч. 3 ГК, с тем чтобы после доработки и согласования составить ч. 4. Работа над проектом этой заключительной части Кодекса в течение нескольких лет велась Центром частного права. Результат этой работы — проект ч. 4 ГК РФ сейчас передан на рассмотрение депутатов Госдумы РФ, которые уже приняли его в первом чтении.