1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1038

Экспортируем в Беларусь

Отвечает Евгения Доброногова, аудиторская компания «Horwath МКПЦН»

Наша организация начала отгружать свою продукцию иностранному покупателю. Ее перевозку автотранспортом осуществляет белорусский перевозчик. Наряду с продукцией, отправляемой на экспорт, мы работаем и на внутренний рынок. Оборудование и сырье для производства одно, персонал тоже.

В связи с этим прошу ответить на следующие вопросы.

1. Как лучше определить в контракте момент перехода права собственности: при передаче перевозчику или по факту вручения покупателю?

2. Как распределить затраты и НДС?

3. Как учитывать «входной» НДС для экспортных операций, когда возникает право на вычет?

4. Если в СMR есть отметки местной выпускающей таможни и белорусской пограничной, а отметки российского пограничного таможенного органа нет, нужно ли кроме этих отметок получать еще какое-то подтверждение пересечения границы?

ООО «Леспром»

 

1. Определение момента перехода права собственности — это вопрос договоренности сторон, который следует решать с учетом всех аспектов их взаимоотношений. Переход права собственности, предусмотренный в экспортном договоре, для определения момента налоговой базы по НДС не важен. Датой определения налоговой базы в соответствии с п. 9 ст. 167 НК РФ будет являться либо последний день месяца, в котором собран пакет документов по ст. 165 НК РФ, либо день отгрузки, если пакет документов на 181-й день не собран. Причем датой отгрузки товара признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя, перевозчика (Письмо от 28.02.2006 № ММ-6-03/202@). С точки зрения налога на прибыль доход от реализации возникнет в момент перехода права собственности в соответствии со ст. 39 НК РФ, ст. 249 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 20.07.2006 № 03-03-04/1/598).

2—3. При осуществлении операций, облагаемых НДС по различным ставкам, организации необходимо вести раздельный учет сумм «входного» НДС по товарам (работам, услугам), используемым в процессе производства и реализации услуг, облагаемых по ставкам 18% и 0%, поскольку согласно п. 6 ст. 166 НК РФ сумма НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии со ст. 164 НК РФ по нулевой ставке, исчисляется отдельно по каждой такой операции согласно порядку, установленному п. 1 ст. 166 НК РФ.

В Налоговом кодексе РФ правила раздельного учета «входного» НДС не установлены. В этом случае налогоплательщик должен самостоятельно разработать методику ведения такого учета и отразить ее в своей учетной политике для целей бухгалтерского учета и налогообложения (п. 10 ст. 165 НК РФ).

Раздельный учет должен быть организован так, чтобы подтвердить обоснованность применения налоговых вычетов по материальным ресурсам (работам, услугам), используемым при производстве и реализации продукции внутри страны и на экспорт.

Суммы «входного» НДС, относящиеся к прямым расходам, используемым для производства экспортной продукции, подлежат вычету, после того как будет собран полный пакет документов по экспорту, предусмотренный ст. 165 НК РФ.

В отношении прямых расходов необходимо обеспечить аналитический учет расходов и соответствующих сумм НДС, используя субсчета первого и второго порядка, по следующим направлениям:

— предназначенные (непредназначенные) для производства и реализации продукции на экспорт;

— подтвержденный (неподтвержденный) факт экспорта в части сумм НДС по расходам, использованным для производства экспортной продукции.

Распределение суммы НДС по косвенным расходам (общехозяйственным и общепроизводственным) можно производить несколькими способами:

·        исходя из стоимости отгруженной продукции, по аналогии с расчетом, прописанным в п. 4 ст. 170 НК РФ. Для этого определяется пропорция, необходимая для распределения косвенных расходов и соответствующих сумм НДС. Данный вариант является наиболее простым и доступным;

·        пропорционально экономически обоснованному показателю, например величине прямых затрат (сырья, заработной платы и т.д.), списанных на фактическую себестоимость той и другой продукции.

«Общие» суммы НДС можно учитывать на отдельном субсчете «НДС по операциям, облагаемым по разным ставкам» счета 19. После распределения НДС суммы налога переносятся внутренней проводкой на субсчета первого порядка «НДС по операциям, облагаемым по ставке 0%» и «НДС по операциям, облагаемым по ставкам 18% и 10%».

Суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), использованных для производства и реализации экспортных товаров, в соответствии с п. 3 ст. 172 НК РФ подлежат вычету на основании отдельной налоговой декларации, а также документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС и предусмотренных ст. 165 НК РФ. Если указанные суммы НДС ранее были приняты к вычету как относящиеся к внутренним поставкам (предприятие не предполагало поставлять продукцию на экспорт), то такие суммы налога подлежат восстановлению.

Восстановление этих сумм налога должно производиться не позднее того налогового периода, в котором производится оформление региональными таможенными органами грузовых таможенных деклараций на вывоз товаров в режиме экспорта (Письмо Минфина РФ от 11.11.2004 № 03-04-08/117).

Если экспорт продукции производится в Республику Беларусь, учитывая, что при этом не требуется оформления грузовой таможенной декларации, восстановление ранее принятых вычетов, на наш взгляд, необходимо осуществить не позднее даты заключения экспортного контракта.

4. В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ для подтверждения ставки 0% при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу РФ с государством — участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров. Следовательно, на CMR нужна только отметка таможенного органа РФ, производившего оформление товаров на экспорт, «Выпуск разрешен». Аналогичная позиция высказана в Письме Минфина РФ от 25.03.2005 № 03-04-08/67.