Стартапы, на старт!

Первый транш в размере 1,5—3 млрд руб. будет переведен из РВК в венчурные фонды уже в начале 2007 г.
| статьи | печать

Государственная программа формирования инфраструктуры венчурной индустрии постепенно обретает конкретные очертания. Минэкономразвития объявляет конкурс на два вакантных места в совете директоров Российской венчурной компании, которые займут независимые профессионалы. А со следующего года начнется отбор венчурных фондов и частных управляющих компаний (УК), которые будут инвестировать средства в малые инновационные фирмы.

 

Несмотря на значительный рост прямых инвестиций в России, объем венчурных вложений в инновационные проекты выглядит весьма скромно — 62 млн долл. за весь прошлый год. В странах Евросоюза, например, аналогичный показатель превышает 8 млрд.

Чтобы увеличить поток инвестиций в инновационные отрасли, государство приняло решение сформировать Российскую венчурную компанию (РВК). Она должна обеспечить «вливание» огромной суммы (свыше 1 млрд долл.) в малые инновационные компании — стартапы. Именно финансирование этих небольших, но динамичных частных фирм и должно вызвать взрыв творческой активности в высокотехнологичных отраслях.

Половину средств выделит государство, взяв их из Инвестфонда, оставшуюся часть должны вложить частные инвесторы. Их заинтересованность обеспечит финансовый рычаг, создаваемый за счет скромной доли державы в будущих прибылях.

Средневзвешенная доходность венчурных проектов, как показывает международный опыт, составляет свыше 30%, а бюджет рассчитывает на возврат собственно вложенной суммы и дивидендов в размере 1/3 от ставки рефинансирования, то есть около 3—4% годовых. Оставшуюся прибыль получат сами венчурные фонды.

Идея отличная, главное в данной ситуации, чтобы инвестиции не ушли в песок и к концу Программы остались деньги для распределения между участниками этого заманчивого предприятия.

Обеспечить эффективность использования средств должны представители частного бизнеса в совете директоров РВК (на первом этапе реализации Программы) и в руководстве управляющих компаний (на второй стадии, когда, собственно, и будут определяться конкретные объекты вложений).

Минэкономразвития сейчас объявляет конкурс для независимых профессионалов на замещение 2 мест в совете директоров РВК. В отличие от 3 чиновников, которые назначаются «сверху», они будут выбраны из числа успешных венчурных капиталистов. Причем в министерстве не исключают, что в их креслах мы увидим зарубежных «варягов».

Именно независимые директора будут обладать правом «вето» при выборе УК, которые затем и получат средства для инвестиций в стартапы. Кроме того, топ-менеджеры УК вложат свои «кровные» в капитал венчурных фондов (не менее 1% от его размера).

Государство же оставляет за собой право определять приоритетные отрасли, куда будут вкладываться деньги, и базовые характеристики, которыми должны обладать малые инновационные фирмы.

В число приоритетных сфер вошли информационно-телекоммуникационные системы, био- и медицинские технологии, индустрия наносистем, инфраструктура, энергетика.

Претендовать на деньги смогут компании, годовой оборот которых не превышает 150 млн руб. и сумевшие заинтересовать топ-менеджеров УК своими научно-техническими разработками.

Деньги будут направляться не разом, а траншами (по 1,5—3 млрд руб. в течение 2 лет), что позволит не нарушать баланс спроса и предложения на рынке венчурных инвестиций. Первые суммы будут объявлены на конкурс уже в начале следующего года.

Фонды будут выкупать часть акций (долей) у собственников стартапов, что даст им возможность оказывать реальное воздействие на постановку их бизнеса и продвижение инновационных товаров и услуг.

Через 7—8 лет (именно столько в среднем длится технологический цикл) венчурным капиталистам предстоит продать свою часть собственности в малых предприятиях, стоимость которых за это время увеличится в несколько раз. Отстегнув государству причитающуюся ему долю, частные управляющие будут искать новый объект для вложений. А держава, вернув обратно основную сумму вложенных средств и скромные проценты, получает моральное удовлетворение от развития венчурной индустрии.

По мнению экспертов, активное участие частного бизнеса в Программе не сможет закрыть все лазейки для желающих «погреть руки». Например, при размещении свободных средств даже на небольшой срок на депозитах коммерческих банков.

Определенные трудности у венчурных фондов возникнут из-за ограничений, связанных с законодательной базой, ориентированной на защиту интересов простых вкладчиков в инвестфондах.

Но, несмотря на возможные барьеры и подводные камни, государство пытается сделать большой шаг вперед в создании инфраструктуры инновационной индустрии. Устав от бесплодных ожиданий потока частных инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики, держава начинает деньгами и делами стимулировать их рост.