1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Да ну их, ваши ценные бумаги!

Финансовый супермаркет пока недоступен большинству населения

Позитивное развитие отечественной экономики, к сожалению, не привело к возникновению мощной прослойки «частных инвесторов». Пока только 1,9% россиян за последние два года совершили разного рода операции на фондовом рынке. Такие неутешительные цифры приводит Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) в своем исследовании «Социальные ресурсы массового инвестирования».

Согласно ему, россияне в большинстве своем продолжают игнорировать фондовый рынок. Отчасти это можно объяснить низкими доходами у большинства, отчасти недостатком информации о функционировании рынка частных инвестиций. Кроме того, почти никто из граждан не имеет представления об элементарном финансовом планировании.

 

Доклад «Социальные ресурсы массового инвестирования» подготовлен Фондом «Общественное мнение» по результатам рейтинга инвестиционных настроений российских граждан. Опрос проводился в 1930 населенных пунктах 68 субъектов Федерации. Объем выборки составил порядка 34 тыс. респондентов, статистическая погрешность по России в целом — не более 1%. Исследование проводилось ФОМ в рамках совместного проекта с Фондовой биржей ММВБ и Агентством креативных коммуникаций «Сальвадор Д».

По данным фонда, 43,4% граждан не обладают совершенно никаким «финансовым опытом». Именно столько наших соотечественников за последние два года не совершили ни одной финансовой операции. В это очень трудно поверить, но если принять во внимание то, что значительная часть людей живет за чертой бедности, статистика ФОМ выглядит вполне достоверно.

Действительно, довольно сложно представить себе жителей российской деревни, совершающих валютные сделки, открывающих срочный депозит в банке, не говоря уже про интернет-трейдинг, в условиях нехватки денег на элементарные продукты питания. «Целина финансового рынка» — так окрестили эту категорию граждан эксперты ФОМ, намекая на то, что здесь придется очень долго и тяжело работать.

Второе место в рейтинге занимают граждане, которым в последнее время пришлось брать потребительские кредиты. Таковых, согласно исследованию, оказалось 26,4%. Но не стоит обольщаться по этому поводу. Дело в том, что большая их часть выбирает кредит как единственную возможность приобрести для себя жизненно важные предметы быта, такие как холодильник, стиральную машину, телевизор. Потребительский кредит, широко распространенный в советский период, многим хорошо знаком. Кроме того, в условиях низкой финансовой культуры населения и недостаточно высоких зарплат в будущем могут существенно вырасти риски невозврата кредитов, считают специалисты фонда «Общественное мнение».

Около 13,4% россиян согласно статистике имеют различные счета в Сбербанке, причем 6,6% приходится на пенсионные депозиты, то есть примерно половину клиентов составляют пожилые люди. Цифры на самом деле впечатляющие даже для самого розничного банка в России, имеющего филиалы в самых отдаленных населенных пунктах страны. Однако нужно принимать во внимание и то, что значительная часть людей имеет в Сбербанке так называемые зарплатные счета и счета «до востребования», остатки на которых редко превышают 10 руб.

С другой стороны, более 32,4% выбрали бы вклады в Сбербанк, в случае если бы у них были свободные денежные средства. Удивляет то, что недоверие россиян к другим финансовым институтам продолжает сохраняться, несмотря на действующую довольно длительный период эффективную систему страхования вкладов граждан.

Примечательно, что 20,4% наших граждан при наличии у них свободных средств планируют открыть собственное дело. А это уже элемент активной формы инвестиций, независимо от того, будет ли гражданин заниматься перепродажей турецкого ширпотреба или откроет, например, собственную парикмахерскую. Именно у представителей малого бизнеса возникает определенная мотивация для инвестиций, в частности, для покупки ценных бумаг.

Но сегодня с фондовым рынком население практически незнакомо. Согласно данным ФОМ, за последние два года сделками с ценными бумагами занимались всего 1,9% россиян. Кстати, именно в это время Россия переживала настоящий бум на рынке коллективных инвестиций, сопровождавшийся к тому же стремительным ростом фондового рынка. Причем нужно учитывать и то, что значительная часть граждан совершала разовые сделки на рынке ценных бумаг. Например, многие продавали выросшие в несколько раз акции «Газпрома», полученные еще при приватизации.

Только 6,7% вложили бы «свободные» деньги в акции, а 2,1% готовы «вложиться» в ПИФы. Именно эту категорию населения (около 6 млн россиян) эксперты ФОМ называют «ядром», т. е. финасово активной группой населения, готовой инвестировать именно в покупку акций. Подавляющее большинство россиян — 63,3% — никогда не стали бы покупать ценные бумаги. Для сравнения: в США до 50% населения являются миноритариями акционерных компаний или пайщиками различных фондов.

На этом основании эксперты ФОМ делают неутешительный вывод, что «значительная доля инвестиционной активности граждан не находит выхода и не реализуется из-за отсутствия «адекватных инструментов». Достаточно спорный тезис, если учесть то, что в последнее время финансовый рынок более всего напоминает супермаркет эконом-класса, нежели элитный бутик. Сегодня для «вхождения в рынок» не обязательно располагать большими деньгами.

Так, минимальная сумма для приобретения паев и открытия банковского депозита в отдельных случаях редко превышает 1 тыс. руб. Проблема в том, что у граждан, живущих от зарплаты до зарплаты, вряд ли найдется и меньшая сумма для приобретения финансовых инструментов. То есть достаточно трудно говорить об инвестициях накоплений, особенно если этих самых накоплений у граждан нет.

Еще одной причиной отсутствия возможности для инвестирования является довольно слабая информированность о функционировании отечественных финансовых институтов. А как известно, отсутствие достоверной информации неизбежно приводит к формированию негативного образа финансовых учреждений среди населения. Ни для кого не секрет, что до сих пор финансовый рынок ассоциируется у определенной части людей с пресловутыми «МММ», «Властелиной» и «Хопром».

Кроме того, исследование говорит о том, что у подавляющего большинства, даже довольно обеспеченных, россиян напрочь отсутствует всякая мотивация к финансовому планированию. Подтверждение этому — огромное количество так называемых молчунов — граждан, не определившихся в выборе стратегии управления обязательными пенсионными накоплениями.

 

Финансовая активность россиян:

 

43,4% граждан не обладают никаким «финансовым опытом»;

26,4% в последнее время брали потребительские кредиты;

13,4% россиян имеют различные счета в Сбербанке;

1,9% за последние два года занимались сделками с ценными бумагами.