До АУ еще аукать и аукать…

| статьи | печать

О том, сколько копий переломали депутаты, академики, артисты в спорах о плюсах и минусах законопроекта «Об автономных учреждениях», а главное — в принципе о пользе новой формы жизнедеятельности для организаций социалки, «ЭЖ» рассказала полгода назад (см. «ЭЖ» № 24). Пора вернуться к этой теме, считают некоторые наши обеспокоенные читатели.

 

Действительно, Закон об АУ принят и вступает в силу (рукой подать!) уже 8 января наступающего года. Поэтому понятна тревога, прежде всего родителей школьников и студентов: чего ожидать с этой даты — шире распахивать кошельки? Сразу успокоим — для сильных эмоций поводов нет..

Зампредседателя думского Комитета по образованию и науке Валентина Иванова сообщила, что на первых порах ожидается переход в статус автономных всего нескольких пилотных вузов, общеобразовательных школ и даже детских дошкольных учреждений. Поскольку должна быть проведена большая подготовительная работа и дан положительный результат в оценке возможностей такого перехода.

Среди пилотных вузов — Государственная экономическая академия имени Г.В.Плеханова, на ученом совете которой было заявлено желание работать в статусе АУ. «Но в данном случае важно не только желание, но и уже сформированный бизнес-план и даже оценка последствий перехода в автономный режим работы», — уточняет В. Иванова. Не менее весомым обстоятельством для перехода в автономное учреждение стало и наличие у плехановцев крупного инвестора — холдинга «Базовый элемент» Олега Дерипаски, готового не только инвестировать работу академии, но и сформировать наблюдательный совет автономного учреждения.

Что касается пилотных запусков по школам, детсадам и иным вузам, в качестве примера были приведены Новгородская область и Республика Чувашия, где учреждения образования работают в режиме финансовой самостоятельности не один год: новгородцы — с 1996 г., а чуваши — с 2000—2001 гг. Естественно, что в этих регионах сформировались условия подготовки директорских корпусов, способных вести самостоятельную финансовую деятельность. Впрочем, нужен для нормального функционирования автономных учреждений и инвестор, управляющий наблюдательным или попечительским советом.

Валентина Иванова присутствовала на августовском педсовете в Новгороде, где детские дошкольные учреждения также изъявили желание перехода в АУ. «В большинстве своем школы, детсады, ПТУ и вузы будут переходить на финансовую самостоятельность только после проведения необходимой подготовительной работы. В каждом регионе десинхронизированно, то есть без какой-либо привязки по срокам», — уточнила депутат.

Главное, что переход государственных учреждений в статус автономных не должен привести к сокращению бюджетного финансирования. А в утвержденном федеральном бюджете страны финансирование образования заложено на 2007 г. со значительным увеличением по сравнению с 2006 г.

Но введение автономных учреждений предполагает легитимизацию платных услуг, в том числе и в образовательных учреждениях. Не станет ли в таком случае АУ непосильной ношей для бедных слоев населения, не «удушим» ли поборами родителей школьников?

На сей счет и в Законе об АУ, и в Конституции РФ сказано только одно — у каждого гражданина есть право на получение бесплатного образования (см. гл. 2 п. 4 ФЗ об АУ). В школах родительские комитеты будут принимать решение, сколько перечислять денег на нужды учебного заведения, и делать это официально, по квитанциям, чтобы контролировать целевое использование этих сумм комитетами образования и налоговыми органами.

Как выясняется, паниковать ни к чему: по оценкам Министерства образования и науки России, лишь 2% учреждений образования могут двигаться в ближайшие два года в сторону создания АУ. То есть малая доля, или 1211 из 60 558 российских государственных общеобразовательных школ.

Но даже в уже созданных автономных учреждениях будет существовать государственный заказ, а в качестве первоочередных задач — стоять привлечение ресурсов за счет закрепления инвесторов и тех самых базовых предприятий, которые в свое время благодарные пионеры и октябрята именовали заботливыми шефами. И как ни крути, а в очередной раз убеждаешься, что без положительного прошлого опыта нам не обойтись! Поскольку бюджетная поддержка покрывает всего лишь 60% потребностей образовательной системы.

Кстати, не грозит нам и пропустить самородков Земли российской: из-за демографической ситуации в ближайшие семь лет планируется значительное сокращение числа абитуриентов. И конкретно в 2008 г. количество мест в государственных вузах сравняется с числом поступающих в них, то есть не будет конкурса. Закон же об образовании предусматривает наличие бесплатных мест в вузах в количестве 170 на 10 тыс. населения. Если отталкиваться от общего числа проживающих в России (142,3 млн), бесплатных мест в университетах и академиях страны должно быть более 2,4 млн. Так что можно пока не пугаться за судьбы будущих гениев…

Зампредседателя думского Комитета по образованию и науке Олег Денисов ничего хорошего в АУ не видит: «Принятие Закона о создании автономных учреждений целиком и полностью отражает позицию Правительства о введении платных услуг даже в святая святых — общеобразовательных школах».

Однако с чем согласны и сторонники, и противники «автономий», так это с прогнозом не массового, а экспериментально-пилотного перехода госучреждений в статус АУ. И аргументируют действия Правительства по проталкиванию нового Закона об автономных учреждениях так: в системе образования крутится немало средств из карманов родителей. Но крутятся они незаконно, так давайте легитимизируем этот процесс!