Ну вы и оптимисты…

в 2,7 раза вырос уровень оптимизма российских предпринимателей относительно перспектив развития экономики страны в 2007 году по сравнению с прошлым годом
| статьи | печать

Считается, что год Свиньи приносит достаток, благополучие, стабильность. И действительно, относительно его перспектив настроение у наших предпринимателей очень даже бодрое. Некоторое головокружение от предстоящих успехов в бизнесе обнаружило очередное исследование авторитетной международной организации «Грант Торнтон Интернешнл».

Вообще с большим оптимизмом, чем год назад, на развитие экономик собственных государств смотрят предприниматели не только России, но и большинства стран, охваченных исследованием. Пусть никого не смущает, что таковых всего 32, ведь они производят львиную долю мирового ВВП — 81%. Так вот, среднемировое соотношение между оптимистами и пессимистами увеличилось с +39 до +45%.

Авторы опроса подчеркивают, что за последние пять лет европейские предприниматели впервые по уровню оптимизма намного оторвались от своих американских — соответственно +46 и +14%. А вот фонтанирующий оптимизм бизнесменов бурно развивающихся азиатских экономик удивления уже не вызывает.

Ну и ладно. Нам-то интереснее, как себя ощущают на пороге года наши предприниматели. На перспективы отечественной экономики они смотрят жизнерадостно, с показателем +57%. Конечно, по этому результату нам пока не тягаться с теми же индийцами, филиппинцами или китайцами. Но из членов «Большой восьмерки» выше по оптимизму только канадцы (+60) и немцы (+66%).

Однако куда больше впечатляет другое — темп роста российского оптимизма за 2006 г. Заметим, что и в предыдущие годы наш бизнес с надеждой вглядывался в светлую даль (в 2003—2006 гг. соответственно +17, 31, 14 и +21%). Сейчас же положительный баланс по сравнению с прошлогодним подскочил сразу в 2,7 раза.

И откуда вдруг столько счастья привалило? Ведь, по последним международным исследованиям, больших улучшений для облегчения ведения бизнеса в России не наблюдалось. Но и без таких подарков, судя по всему, в нашей экономике произошло немало ободряющего.

Авторы исследования указывают на хорошую внешнеэкономическую конъюнктуру, потребительский бум, начало реализации национальных инвестпроектов. Можно добавить и многие другие положительные факты, о которых «ЭЖ» писала в 2006 г.

Но все же любопытно, у кого настроение так взыграло, — бизнес-то — понятие неоднородное. Наверное, вряд ли кто озадачится расположением духа наших энергосырьевых и металлургических мастодонтов, припоминая мировые цены на их продукцию в минувшем году. Верится, что у них все вполне ничего себе. Поэтому многих, пожалуй, должно порадовать, что объект исследования — средний бизнес, то есть предприятия, работающие по преимуществу на внутренний рынок.

Отметим, что представлен этот срез отечественного предпринимательства вполне репрезентативно. Опрос проводился в 11 городах. По видам деятельности расклад примерно следующий: промышленность и транспорт — чуть больше 30%, строительство и торговля — по 12,6, услуги — около 24,3 и другое — 20,5%.

Да, выдающийся всплеск оптимизма произошел у них по поводу перспектив развития российской экономики. Но случилось это не только под впечатлением от внешнеэкономической мощи «Газпрома», «ЛУКОЙЛа», «Северстали» и других гигантов. Немало надежд среднее предпринимательство возлагает и на свой бизнес — по большинству показателей их баланс оптимизма заметно превосходит среднемировой.

Так, высоки надежды на рост товарооборота: с +58% в 2006 г. они поднялись до 76 нынче при 69% в среднем по миру. За горячее желание нарастить число рабочих мест наш средний бизнес заслуживает особой благодарности: +53% против прошлогодних 22. Понятно, что по части инвестирования в здания и сооружения большого оптимизма ожидать не стоило, но и здесь есть заметный рост — с +23 до 31% к прошлому году. Зато инвестиции в производственные мощности обещают быть весомыми: индекс оптимизма подрос на 13 пунктов — до +64%, а среднемировой показатель заметно поотстал (49%).

Есть и показатели, говорящие о том, что наше среднее предпринимательство стало более трезво оценивать свои возможности. Например, хотя баланс оптимизма по поводу роста цен на товары и услуги вдвое выше среднемирового — +60% и 31 соответственно, это уже на 6 единиц меньше прошлогоднего. Аналогично и по прибыльности: +50% сейчас и 57 в 2006-м. Видно, на рынке становится все теснее.

Итак, в приподнятом настроении вступил наш средний бизнес в новый год. Пожелаем ему удачи. Впрочем, как и всему отечественному предпринимательству.