1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2472

Избыток и дефицит

Взаимодействие бизнеса со сферой образования позволит сбалансировать подготовку кадров

Профессия «экономист» — одна из наиболее востребованных. Об этом свидетельствуют ряд исследований, высокие конкурсы на экономфаки различных вузов страны, постоянно растущий интерес к получению второго высшего и дополнительного экономического образования. Однако лишь часть дипломированных и сертифицированных выпускников учебных заведений находит работу по специальности, в то время как компании испытывают острый дефицит кадров.

 

Ни одно предприятие не может сегодня существовать и эффективно функционировать без рационального управления финансами, производством, сбытом и другими сферами деятельности. В основе управления лежат глубокие знания внутренней организации компании и ее деятельности и внешней социально-экономической среды. Это понятно как бизнесу, так и образовательным учреждениям.

На рынке образования — особенно второго высшего, дополнительного, повышения квалификации, МВА — наблюдается ситуация конкурентного разнообразия: профессия «экономист» предполагает подготовку по различным специальностям и специализациям. Студенты получают экономическое образование, например, по специальности «Финансы и кредит» со специализацией финансовый менеджмент. Или «Мировая экономика» со специализацией Внешнеэкономическая деятельность. Широко доступны специальности «Бухучет, анализ и аудит».

Кроме того, ведется подготовка квалифицированных экономистов для управления финансами фирмы, которые специализируются на анализе эффективности использования компанией ее капитала и планировании увеличения стоимости, а также экономистов для работы на рынке инвестиций и ценных бумаг, страховом рынке, рынке потребительских кредитов.

Обучаясь по специальности (080502) «Экономика и управление на предприятии», можно получить специализацию: организация предпринимательской деятельности, управление финансами, управление персоналом, управление имуществом, правовое регулирование хозяйственной деятельностью. Обучение предполагает, что студенты получат глубокие знания в области экономической теории и прикладных экономических дисциплин: экономика предприятия, бухгалтерский учет, менеджмент. Значительный упор делается на изучение информационных технологий и иностранного языка.

Тем не менее, по данным некоторых учебных заведений, лишь 50—70% выпускников работают в соответствии с полученной специальностью. Некоторые разочаровались в профессии, полученной «по молодости» по настоянию родных и близких, другие неадекватно оценили уровень своей профессиональной подготовки и предъявили повышенные претензии к размеру зарплаты своей первой работы, что не нашло отклика у работодателя. Кто-то недоволен содержанием самой работы или ее условиями или уровнем полученных знаний. Так и складывается на предприятиях дефицит экономических кадров.

По словам руководителя отдела по работе с образовательными организациями компании Begin Group Анны Рубальской, профессия «экономист», безусловно, престижна. Например, в МГУ традиционно на экономический факультет самый высокий конкурс. Стабильно высокие конкурсы и в другие вузы.

Скорее всего дефицит экономистов-контроллеров возник потому, что люди с классическим экономическим образованием уходят в смежные области — менеджмент, финансы и т.п. Видимо, карьерные перспективы на таких должностях лучше.

Дефицит практикующих экономистов обусловлен в какой-то мере и противоречивостью требований работодателей. Большинство из них желает получить готового молодого (до 25 лет), умного, энергичного специалиста с опытом работы от 3 до 5 лет — все в «одном флаконе».

Придется признать и тот факт, что экономическое образование не соответствует в полной мере потребностям рынка. С одной стороны, в большинстве вузов не хватает квалифицированных преподавателей, а  с другой — содержание и технологии профессиональной подготовки требуют пересмотра в соответствии с реалиями сегодняшнего дня.

Образовательные учреждения готовят специалистов для гипотетических предприятий, утрачены технологии и методики прохождения студентами практики, целевой подготовки «своих» будущих работников.

В сложившейся ситуации компаниям, нуждающимся в экономистах, нужно, видимо, тесно работать с профильными вузами и образовательными учреждениями для пересмотра и адаптации программ, уделять внимание потенциальным сотрудникам еще на старших курсах. Тогда исчезнет избыток обученных экономистов и недостаток экономистов работающих.