1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 802

Муниципалам пропишут службу «от» и «до»

Депутаты Госдумы вплотную занялись подбором персонала на муниципальную службу. 3 ноября 2006 года они приняли во втором чтении внесенный Президентом РФ законопроект «О муниципальной службе РФ».

 

В представленном на рассмотрение депутатов документе кардинальным образом пересмотрены положения Федерального закона от 08.01.98 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» (далее — Закон). Законопроект по сравнению с действующим сейчас Законом гораздо подробнее регулирует условия труда местных чиновников. По мнению создателей законопроекта, его принятие позволит повысить эффективность работы органов местного самоуправления и результативность профессиональной деятельности муниципальных служащих.

Проект закона приводит правила о порядке прохождения муниципальной службы в соответствие с ТК РФ. В нем закреплен ряд норм трудового законодательства: положения о правах и обязанностях работника (эти положения почти дословно передают нормы ст. 21 ТК РФ); нормы о заключении трудового договора, о деятельности кадровой службы и о персональных данных работника.

Нововведением является закрепление порядка поступления и прохождения муниципальной службы. Сейчас этот вопрос самостоятельно решается субъектами РФ и муниципальными образованиями. Предусматривается возможность проведения конкурса при замещении должности муниципального служащего. Условия конкурса, сведения о дате, времени и месте проведения, а также проект трудового договора должны быть опубликованы не позднее чем за 20 дней до проведения конкурса.

Не реже одного раза в три года в целях определения соответствия занимаемой должности будет проводиться обязательная аттестация муниципального служащего. По ее результатам работодатель принимает решение о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе. В ряде случаев в срок не более одного месяца со дня аттестации работодатель может принять решение о понижении муниципального служащего в должности с его согласия. Если служащий откажется, трудовой договор с ним может быть расторгнут. Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке.

В соответствие с возлагающимися на муниципального служащего обязанностями государство предлагает создать систему доносов подчиненных на своих руководителей. Часть 2 ст. 14 законопроекта предусматривает, что муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от своего руководителя незаконного поручения чиновник должен незамедлительно представить в письменной форме обоснование его неправомерности своему непосредственному руководителю, руководителю, давшему поручение, и вышестоящему руководителю с указанием положений законов, иных нормативных правовых актов, которые нарушает данное поручение. Если муниципальный служащий по настоянию непосредственного руководителя все же выполняет незаконное поручение, то ответственности подвергается как сам исполнитель, так и его начальник.

Впрочем, некоторые положения ныне действующего Закона в законопроекте сохраняются. Так, например, нормы законопроекта не распространяются на выборные должности органов местного самоуправления. Депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, избирательных комиссий не являются муниципальными служащими (ч. 2 ст. 1 законопроекта).

Объем социальных гарантий для муниципальных служащих, который сейчас установлен Законом, не изменится, в связи с чем дополнительных средств федерального бюджета на социальную защиту местных чиновников не потребуется.

В целом можно сказать, что федеральные законодатели решили максимально подробно прописать нормы регулирования муниципальной службы, оставив регионам и муниципальным образованиям меньшую свободу действия в регулировании труда местных чиновников.

Таким образом, законопроект вписывается в общую тенденцию укрепления вертикали власти. Впрочем, несмотря на централизацию управления, регионам оставили рычаги воздействия на деятельность муниципальной службы. Так, права и обязанности муниципального служащего устанавливаются не только законопроектом, но и уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ (ст. 10 законопроекта).