1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 907

Плата за стужу и зной

Расчеты с работниками

Чтобы в холодных и других «некомфортных» районах России не остались одни немногочисленные коренные жители, нужны стимулы. Для этого и предусмотрены районные коэффициенты и процентные надбавки. Речь пойдет о том, кому и в каком размере они положены. Затронем также иные связанные с ними вопросы.

 

Определимся с территорией

Основополагающей нормой, на основании которой устанавливаются и выплачиваются районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, является ст. 148 Трудового кодекса РФ. Она гласит, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Обычно под такими местностями понимаются только районы Крайнего Севера и приравненные к ним области. Это связано с тем, что на эти территории распространяют свое действие нормы гл. 50 ТК РФ об особенностях регулирования труда лиц, работающих в названных районах, и положения Закона от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее — Закон). Однако не следует забывать, что существуют иные районы, работа в которых также осложнена особым климатом и другими неблагоприятными факторами. В отличие от северных эти районы не объединены единым законом. О них мы также поговорим.

Практика показывает, что зачастую организации затрудняются определить в целях ст. 148 ТК РФ статус местности, на которой они находятся. И это неудивительно. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей был утвержден почти сорок лет назад Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.67 № 1029 (далее — Перечень). Принятыми впоследствии подзаконными нормативными актами статус отдельных районов менялся.

В настоящее время для определения возможности применения льгот, предусмотренных Законом, следует исходить из содержания Перечня, приведенного в совместном Письме Минтруда РФ и ПФ РФ от 28.05.98 № 1707-14/06-28/4114, составленного с учетом имевших место изменений.

 

СПРАВКА

В отношении местностей с особыми климатическими условиями, не относящихся к «северным», не существует единого перечня. Поэтому назовем следующие нормативные акты, в которых указаны размеры районных коэффициентов и конкретные территории:

·        Распоряжение Совмина СССР от 23.09.81 № 1921-р (без наименования) об установлении коэффициента за работу в пустынной и безводной местности работников, занятых на геолого-разведочных работах, бурении скважин, строительстве и эксплуатации объектов Астраханского газоконденсатного месторождения;

·        Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.06.90 № 259/10-65 «О коэффициенте за работу в пустынной и безводной местности к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в населенных пунктах в 8-километровой санитарно-защитной зоне Астраханского газового комплекса»;

·        Постановление Совмина РСФСР от 17.08.99 № 309 «Об утверждении перечня населенных пунктов, расположенных в 8-километровой санитарно-защитной зоне Астраханского газового комплекса, не территории которых установлен коэффициент за работу в пустынной и безводной местности в размере 1,35 к заработной плате рабочих и служащих»;

·        Постановление Правительства РФ от 14.12.96 № 1489 «Об установлении коэффициента к заработной плате за работу в пустынной и безводной местности на территории Александро-Гайского района Саратовской области».

 

Сколько?

Статья 316 ТК РФ и ст. 10 Закона, посвященные районным коэффициентам к заработной плате, не дают определения этого понятия. Поэтому скажем, что данный коэффициент представляет собой установленную нормативным актом кратную величину, на которую увеличивается заработная плата при его применении.

Размеры коэффициентов и порядок их применения должны устанавливаться Правительством РФ. Однако до настоящего времени нет единого нормативного акта, регулирующего эти вопросы. Продолжают действовать различные документы, касающиеся тех или иных районов, в том числе и советского периода.

Приведем пример нормативного акта, устанавливающего одновременно не только «северный» районный коэффициент, но и иные коэффициенты, связанные с неблагоприятными природно-климатическими условиями. Постановлением Правительства РФ от 09.04.92 № 239 Кош-Агачский и Улаганский районы Республики Горный Алтай были отнесены к местностям, приравненным в районам Крайнего Севера с установлением в них районного коэффициента в размере 1,4. В этих же районах был установлен коэффициент к заработной плате за работу в безводной местности в размере 1,3 и коэффициенты за работу в высокогорных районах на высоте от 1500 до 2000 метров над уровнем моря в размере 1,2 и на высоте свыше 2000 метров — 1,3.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления наделены правом за счет своих бюджетов устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых из их бюджетов, по сравнению с размерами, установленными федеральными органами власти. При этом субъекты РФ могут устанавливать предельный размер повышения коэффициента, принимаемого входящими в него муниципальными образованиями. Следует отметить, что такие повышенные коэффициенты не должны применять работодатели, не финансируемые из бюджетов или финансируемые из федерального бюджета.

При установлении конкретного размера коэффициента в том или ином районе, органы, принимающие нормативный акт, исходят из степени неблагоприятности климатических условий. При этом наблюдается тенденция расширения территорий, на которых применяются районные коэффициенты.

В то же время продолжают действовать нормативные акты, устанавливающие коэффициенты для отдельных отраслей народного хозяйства.

 

СПРАВКА

Минфин РФ В Письме от 12.04.2006 № 03-03-04/1/334, отвечая на вопрос о том, вправе ли организация в целях исчисления налога на прибыль применять районный коэффициент к заработной плате работников на основании Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.12.64 № 611/35 «О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геолого-разведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области» разъяснил следующее.

Закон, устанавливающий размеры районных коэффициентов и порядок выплаты, не принят. В настоящее время продолжает применяться союзное законодательство в части установления районных коэффициентов, не противоречащее законодательству России (постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС), а также решения бывших советов министров республик, входивших в состав РСФСР, крайкомов, облисполкомов и исполкомов советов народных депутатов автономных округов, принятые в соответствии с абз. 1 п. 13 Постановления Совмина РСФСР от 04.02.91 № 76, которыми были введены районные коэффициенты в повышенных размерах.

 

Таким образом, для уточнения вопроса о выплате коэффициентов и их размере работодатель должен:

·        установить, отнесена ли территория, на которой работают его сотрудники, к неблагоприятным районам согласно Перечню или иному нормативному акту;

·        определить, действия каких нормативных актов, устанавливающих конкретные размеры коэффициентов, распространяются на данную территорию;

·        учесть, в какую категорию он (работодатель) включается по отношению к бюджетному финансированию (в том числе учесть, из какого именно бюджета финансируется).

 

Порядок применения коэффициента

Районный коэффициент должен применяться к заработной плате работников, постоянное место работы которых находится в определенных соответствующими нормативными актами местностях. А такое место может и не совпадать с местом нахождения самой организации. Поэтому если головной офис работодателя расположен вне неблагоприятной территории, а обособленное подразделение — в ее пределах, то работники такого подразделения имеют право на применение соответствующего коэффициента.

На работников организаций, командированных в «льготные» районы, не распространяются действия нормативных актов, устанавливающих районные коэффициенты, если сама организация находится вне таких районов. В то же время командирование сотрудника за пределы неблагоприятной местности не лишает его права на районный коэффициент при условии, что его постоянное рабочее место, определенное трудовым договором, находится в пределах такой местности. При этом частота и длительность командировок значения не имеют. Главное, чтобы поездки сотрудника оформлялись именно как командировки и по своей разовой продолжительности не выходили за установленные пределы.

 

СПРАВКА

Согласно ст. 166 ТК РФ служебная командировка — поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не являются (ст. 166 ТК РФ).

Инструкцией Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.88 № 62 «О служебных командировках в пределах СССР» установлено, в частности, следующее.

В тех случаях, когда филиалы, участки и другие подразделения, входящие в состав организации, находятся в другой местности, местом постоянной работы сотрудника считается то производственное подразделение, работа в котором обусловлена трудовым договором. Срок командировки определяется руководителем организации, однако он не может превышать 40 дней, не считая времени нахождения в пути. При направлении работников для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ срок командировки не должен превышать одного года.

 

В отношении монтажных, наладочных и строительных работ следует отметить, что выполнение таких работ можно признать командировками только в том случае, если они по своему характеру не являются работами, осуществляемыми в пути или разъездными, либо не приводят к созданию обособленных подразделений с изменением постоянного места работы сотрудников.

При работе, осуществляемой в пути или имеющей разъездной характер, когда работник часть времени работает в неблагоприятных районах, а часть — вне их, соответствующий коэффициент должен применяться к его заработной плате пропорционально времени работы в «льготных» местностях.

Право на районный коэффициент не зависит от какого-либо стажа. Он должен применяться с первого дня работы сотрудника на соответствующей территории ко всем суммам, входящим в состав заработной платы.

 

Дольше мерзнешь —больше получаешь

Процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается на основании ст. 317 ТК РФ и ст. 11 Закона, которые идентичны по своему содержанию. Данные статьи не устанавливают конкретного размера надбавок и порядка их применения, являясь отсылочными. Как и в отношении районного коэффициента, в настоящее время отсутствует единый документ, регулирующий данные вопросы. Продолжают сохранять свою силу многие нормативные акты, в том числе и советского периода.

Среди них можно выделить:

·        уже упоминавшийся Перечень, который необходим для определения границ соответствующих северных территорий;

·        Постановление Совмина РСФСР от 22.10.90 № 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера» (далее — Постановление);

·        Инструкцию о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами (далее — Инструкция), утвержденную Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.90 № 2. В настоящее время этот сводный документ действует в редакции от 11.07.91 № 77 с учетом изменений, внесенных решениями Верховного Суда РФ.

 

ВНИМАНИЕ!

Текст Инструкции не отражает всех изменений, внесенных впоследствии принятыми нормативными актами, что следует учитывать при ее применении. Так, например, в Инструкции указаны ограничения максимально допустимых сумм надбавок в рублях. Таких ограничений в настоящее время не существует. Действуют только ограничения размера надбавок в процентах от заработной платы.

 

Отметим, что в отличие от районного коэффициента процентная надбавка напрямую зависит от стажа работы в «холодных» местностях. Исходя из Постановления, Инструкции и иных нормативных актов градацию процентных надбавок можно представить следующим образом.

·        Надбавка 100% заработной платы установлена для территорий: Чукотский АО, Северо-Эвенкийский район Магаданской обл., Корякский АО, Алеутский район Камчатской обл., острова Северного Ледовитого океана и его морей. Максимальный размер такой надбавки достигается таким образом: 10% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы. При этом работники в возрасте до 30 лет, прожившие на Севере не менее одного года, получают 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев работы и по достижении 60% надбавки — 20% за каждый последующий год работы.

·        Надбавка 80% заработной платы установлена для остальных, не указанных выше районов Крайнего Севера. Максимальный размер такой надбавки достигается так: 10% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением за каждые последующие шесть месяцев работы и по достижении 60% надбавки — 10% за каждый последующий год работы. Молодежи в возрасте до 30 лет надбавка устанавливается в порядке, предусмотренном для данной категории работников, имеющих право на 100-процентную надбавку.

·        Надбавка 50% заработной платы установлена для местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. Максимальный размер такой надбавки достигается следующим образом: 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждый последующий год работы. Работники в возрасте до 30 лет получают надбавку 10% за каждые шесть месяцев работы.

·        Надбавка 30% заработной платы установлена для южных районов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Максимальный размер такой надбавки достигается так: 10% по истечении года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы. Молодежи в возрасте до 30 лет надбавка устанавливается в порядке, предусмотренном для данной категории работников, имеющих право на 50-процентную надбавку.

Обратим внимание на условие льготного получения надбавки молодежью в возрасте до 30 лет — проживание в соответствующий районах не менее одного года. По нашему мнению, выполнение данного условия можно подтвердить не только отметкой о постоянной регистрации в паспорте. Данный факт может быть доказан и иными документами о фактическом проживании на «льготной» территории.

 

Северный стаж

Как мы установили, для получения процентной надбавки необходим конкретный стаж работы. Однако действующее законодательство не дает определения такому понятию.

 

СПРАВКА

Роструд в Письме от 13.09.2006 № 2006 № 1597-6-0 разъяснил, что под непрерывным трудовым стажем в районах Крайнего Севера следует понимать периоды работы в данных районах, которые суммируются в установленном порядке при условии, что перерывы между этими периодами не превышают установленных законодательством сроков. Порядок определения такого стажа регулируется Инструкцией, а также Постановлением Правительства РФ от 07.10.93 № 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и в остальных районах Крайнего Севера».

 

Названное в Письме Роструда Постановление предусматривает, что трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия. Минтруд РФ в Разъяснениях от 16.06.94 № 7 установил обширный перечень оснований увольнения работника за такие действия. В частности, подп. «а» п. 2 данных Разъяснений предусматривал, что одним из оснований увольнения за виновные действия является осуждение работника к наказанию, исключающее продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу. Однако Решением Верховного суда РФ от 30.06.2005 № ГКПИ 2005-727 этот подпункт признан недействующим. При этом было указано, что стаж работы, дающей право на получение процентной надбавки, должен суммироваться независимо от сроков перерыва в работе и причин прекращения трудового договора. Такую позицию Верховного Суда РФ можно распространить и на другие основания, предусмотренные в п. 2 названных Разъяснений.

Таким образом, в трудовой стаж, дающий право на процентную надбавку, включаются все периоды работы по трудовым договорам в северных районах. При этом на суммирование такого стажа не влияют сроки перерывов в работе и причины увольнения. В этот стаж также должны включаться периоды службы в армии.

Если работник, имеющий «северный» стаж, трудоустраивается в местности, относящейся к другой льготной категории, перерасчет надбавок (в процентном исчислении) производится пропорционально времени, проработанному в соответствующем районе с соблюдением, в частности, следующих правил:

·        при переходе из районов Крайнего Севера в местности, приравненные к ним, размер надбавок устанавливается из расчета одной 10-процентной надбавки за каждые 12 месяцев, проработанных в районах Крайнего Севера;

·        при переходе из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в районы Крайнего Севера суммы надбавок (в процентном исчислении), выслуженных за полные годы работы, сохраняются в прежнем размере, а за проработанные сверх этого месяцы начисляется дополнительная надбавка пропорционально количеству месяцев;

·        при переходе работника из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в районы Крайнего Севера, если этот работник ранее переходил в эту местность из районов Крайнего Севера, общий размер подлежащих выплате надбавок (в процентном исчислении) должен определяться путем суммирования надбавок, выслуженных им в каждом из этих районов. При этом их общий размер не должен превышать установленного предела.

 

Холод превращается в деньги

Согласно ст. 317 ТК РФ порядок выплаты процентной надбавки аналогичен порядку применения районного коэффициента, определяемому ст. 316 ТК РФ, которая, в свою очередь, отсылает к несуществующему пока нормативному акту Правительства РФ. Поэтому все то, что было сказано выше о порядке применения районного коэффициента, можно отнести и к вопросам начисления надбавки. Начисляться она должна на все составляющие части заработной платы, но без учета районного коэффициента.

В заключение следует отметить, что, поскольку районный коэффициент и процентная надбавка выплачиваются в силу норм законодательства, указание о таких обязательных выплатах в трудовых и коллективных договорах, а также в локальных нормативных актах необязательно. При этом в любом случае суммы заработной платы, начисленной с учетом коэффициентов и надбавок, должны включаться в расходы на оплату труда, что подтверждается арбитражной практикой.

Из Постановления ФАС Дальневосточного округа от 11.10.2006 № Ф03-А80/06-2/3215 следует, что инспекция не признала обоснованность включения государственным учреждением в расходы суммы районных коэффициентов и процентных надбавок, выплаченных сотрудникам. Такое решение было аргументировано тем, что в трудовых договорах и локальном нормативном акте не была отражена обязанность работодателя выплачивать премии с учетом коэффициентов и надбавок. Не согласившись с такой позицией, суд указал, в частности, следующее. Согласно ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся надбавки и коэффициенты, начисляемые в соответствии с законодательством. Выплата заработной платы с их учетом производится на основании ст. 148, 316, 317 ТК РФ и иных норм законодательства. Поэтому доводы налогового органа необоснованны.