1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1040

Куда вузы АУ вывезет

40% средств, выделенных на специальное образование, государство теряет на переобучение молодых специалистов после вуза

Ученые НБФ «Экспертный институт» РСПП Андрей НЕЩАДИН, к.с.н, профессор, Григорий ТУЛЬЧИНСКИЙ, д.ф.н., профессор, Николай ГОРИН, к.с.н, доцент, продолжают разговор о реформе системы высшего образования (см. «ЭЖ» № 09).

 

Основополагающий недостаток отечественной системы профессионального образования — ее негибкость и неадекватность экономическим реалиям.

 

Подайте на обучение

Большинство отечественных вузов обладает только некоторыми элементами автономии.

Их финансирование зависит от статуса и количества «бюджетных» студентов. Однако если разделить отпускаемые из бюджета деньги на количество учащихся на бюджетных местах, то по многим специальностям, особенно техническим, требующим больших затрат, получится, что эти средства не покрывают расходов на подготовку специалиста. В результате практически нет достаточных средств на амортизацию, обновление учебных материалов и обеспечение учебного процесса.

Структура затрат по подготовке специалистов непрозрачна. Неизвестно, сколько стоит обучение студента в отраслевом институте, региональном университете или престижном университете федерального значения. Но законодательно признано более высокое финансирование университетов, чем институтов, и поэтому даже технические вузы стремятся назвать себя университетами.

Федеральный закон от 03.11.2006 № 174 «Об автономных учреждениях» предусматривает создание федеральных, региональных и муниципальных некоммерческих организаций нового типа, которые в отличие от прежних будут обладать большей свободой в отношении переданного им имущества и в осуществлении поставленных целей.

 

Проблема решения проблем

Преобразование вузов в автономные учреждения (АУ) позволит более точно и объективно подсчитать стоимость обучения студента. И государство может адекватно и целенаправленно финансировать подготовку нужных ему специалистов. Однако переход вузов к АУ и неизбежная их коммерциализация создадут некоторые проблемы.

Первая проблема — установление научно-обоснованного подушевого финансирования студентов. При этом будет учтен факт, что подготовка специалистов в технических вузах стоит дороже, чем обучение гуманитарным и другим наукам.

Образование попечительских советов, вхождение в них представителей бизнеса и профессионального сообщества позволяют интегрировать ресурсы и сделать деятельность вуза прозрачной. В их тотальной приватизации нет никакой необходимости. Речь идет об упорядочении организационного и финансового влияния. Кстати, решение этой задачи во многом облегчает ФЗ «Об автономных учреждениях».

Вторая проблема заключается в том что большинство вузов, оставаясь до сих пор бюджетными, не имеют коммерческого опыта, кроме как в рамках дополнительного набора платных студентов.

Третья проблема — распределение активов между учреждением и государством. Если учесть, что многие вузы имеют значительные учебные площади и земельные участки в центре городов, возникает опасность нецелевого распределения активов в пользу третьих лиц.

Четвертая проблема — организация внешнего и внутреннего финансового мониторинга АУ.

Проведение подобной работы силами только работников вуза невозможно и требует привлечения финансовых консультантов и специалистов финансовых служб государственных органов и отраслевых предприятий.

Переход к АУ — сегодня определенный компромисс, когда наиболее «сильные» учреждения будут стремиться к своей самостоятельности, иногда переоценивая свои силы, а наиболее «слабые» будут максимальное время оставаться полностью государственными и требовать за это дополнительные льготы и увеличения бюджетного финансирования.

Поэтому разработка критериев, которые могли бы дать оценку возможности и эффективности перехода вуза к системе АУ — одна из первостепенных задач.

 

Зарубежный опыт

Для финансирования некоммерческих, в том числе научных, организаций за рубежом широко используются капитальные фонды (эндаументы). Их создание для поддержания научной и образовательной работы — наиболее приемлемый путь развития системы университетских комплексов в России.

Увеличение капитализации может происходить как со стороны государства, путем передачи в его собственность малоэффективных отраслевых НИИ вместе с правами на ранее принадлежавшие им основные фонды и земельные участки, части пакетов акций ведущих предприятий отрасли, принадлежащих сейчас государству, так и за счет частных пожертвований и т.д. Для распоряжения капиталом университетского комплекса понадобится управляющая компания и система финансового контроля.

Спорным моментом остается вопрос привязки целевых фондов к конкретным образовательным или культурным учреждениям, а также механизм контроля расходования средств.

С одной стороны, педагогический корпус вузов хотел бы исключить ситуацию, когда создатели эндаумента могли бы диктовать свою волю в вопросах образования и по своему усмотрению распоряжаться средствами целевого фонда.

С другой — инвесторы, жертвователи и благотворители хотели бы контролировать эффективность и адресную реализацию своих вложений. В мировой практике это противоречие решается гармоничным представительством спонсоров, получателей средств и общественности в совете по целевому использованию капитала.

По нашему мнению, для проработки ключевых проблем и принятия взаимоприемлемых решений было бы рационально проведение открытых дискуссий ответственных лиц Минобрнауки РФ, Союза ректоров вузов, специалистов и ученых отраслевых, региональных вузов, представителей бизнес-сообщества (РСПП, «Деловая Россия», «ОПОРА России»). Первым шагом такого обсуждения стал научно-практический семинар «Полития», собравший специалистов профессионального образования.

 

Перспективы Болонского процесса

В сентябре 2003 г. Россия присоединилась к Болонской декларации 1999 г., цель которой — предоставить студентам большей свободы в выборе места и программы обучения и облегчить их трудоустройство на европейском рынке труда.

В рамках интеграции в единое образовательное пространство Европы Минобрнауки России до 2010 г. собирается разработать сопоставимую с европейской систему контроля и оценки обучения, а также меры по обеспечению качества образовательных учреждений и вузовских программ. С
1 сентября 2007 г. намечается переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования (бакалавр — магистр), которая позволит реализовать основные принципы Болонского процесса — гармонировать российскую и европейскую образовательные системы, создать гибкие, индивидуализированные (личностно-ориентированные) образовательные программы и более рационально использовать финансовые ресурсы обучающихся.

Однако ученые предупреждают, что новая система обучения может отсечь от «элитного» образования широкие слои населения. А ректор МГУ Виктор Садовничий высказал опасение, что сокращенный срок обучения по программам бакалавриата приведет к тому, что «университеты бросятся выпускать трехлетних бакалавров», которые будут мало чем отличаться от выпускников техникумов.

Он предложил считать критерием целесообразности принятия тех или иных мер в ходе Болонского процесса — сохранение уровня компетентности специалистов, выпускаемых российской образовательной системой. Кроме того, по его мнению, важно учесть опыт не только европейских, но и азиатских соседей России, таких как Китай и Япония.

 

К сведению

В Японии специалистов готовят на предприятиях и в корпоративных учебных заведениях. В ЕС на «доводку» работника уходит 15% стоимости профессиональной подготовки, в России — 40%.