Картхолдер стране не товарищ

Под предлогом борьбы с незаконным денежным оборотом государство может ужесточить контроль над расходами
| статьи | печать

Большой объем наличных денег сам по себе не представляет угрозу финансовой безопасности России, хотя и является благодатной основой для функционирования теневой экономики. При этом низкая степень банкизации страны не позволяет эффективно бороться с этим явлением. Однако под предлогом борьбы с незаконным денежным оборотом государство может еще больше ужесточить контроль над расходами граждан.

 

Наличка — враг государства?

«ЭЖ» не раз писала о важных проблемах, связанных с оборотом наличных денег в стране. Похоже, что ситуация с наличной массой начинает серьезно волновать представителей государства и банковского сообщества. Подтверждением этому стал и недавний «круглый стол» на тему: «Обращение наличных денежных средств в экономике РФ».

По мнению российских чиновников, большой объем наличных денег представляет определенную опасность для экономики по следующим причинам:

·        большой оборот налички мешает осуществлять полноценный сбор налогов;

·        не все денежные потоки отслеживаются государством, что, по мнению властей, является угрозой финансовой безопасности;

·        считается, что с помощью наличных денег финансируется разного рода криминал, включая международный терроризм.

Согласно статистике, представленной экспертами Института экономики переходного периода, по состоянию на начало 2007 г. доля наличных средств в ВВП России составляла около 10,4%, что в несколько раз превышает аналогичный показатель в развитых странах. Так, в США он равен 2,5%, в Японии — 1,7, в странах Евросоюза — в среднем 5,5%.

Объем наличных средств в экономике страны составляет около 75% всей монетарной базы и превышает 3,5 трлн руб. Кроме того, на долю налички приходится почти 95% всех платежей в отечественной розничной торговле.

 

Виновные найдены…

Некоторые эксперты считают, что подобная ситуация в России стала возможна благодаря:

·        бурному росту теневой экономики и низкой эффективности борьбы карательных органов с этим явлением;

·        низкой степени банкизации — то есть проникновения банковских услуг, особенно в регионах.

В любом случае государство именно на банки возлагает главную вину за раздувание в стране наличной массы. Особенно это касается операций по обналичиванию денежных средств. Благодаря усиленной пропагандистской кампании, организованной властью, для большинства наших граждан термины «обналичивание» и «отмывание грязных денег» фактически являются синонимами. При этом обналичивание — это нормальная и вполне легальная банковская операция.

Еще более абсурдной выглядит идея чиновников возложить на банки ответственность за мониторинг дальнейшего движения денежных средств. Представьте себе банковского клерка, который опрашивает клиента на предмет того, не собирается ли он на полученные деньги приобрести 20 кг гексогена, для того чтобы взорвать здание ЦБРФ.

Однако похоже, что некоторые «безумные» идеи чиновников все же будут воплощены в жизнь. Так, недавно глава ФСФМ Виктор Зубков пообещал, что скоро может быть принят закон, согласно которому все данные об операциях с наличными на сумму от 600 тыс. руб. будут поступать в федеральное ведомство. Контролю будут подвержены также покупки рядовых граждан на крупные суммы. Напомним, что сейчас в Росфинмониторинг поступает информация только о сделках на сумму не менее 3 млн руб.

Эксперты серьезно сомневаются в необходимости и, главное, в эффективности подобной инициативы ФСФМ.

«Учитывая то, что объем банковских операций увеличивается в 1,5 раза за год, через три года ведомство просто захлебнется в потоке информации», — заметил заместитель председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев.

 

Картхолдер — звучит гордо?

Нельзя не отметить и некоторые положительные тенденции в деле борьбы с «черным» налом. Так, в последнее время наблюдается общая тенденция «обеления» зарплат граждан. Стимулы для получения «белого» заработка сейчас сильны как никогда. Именно от легальной зарплаты зависит сегодня формирование страховой и накопительной частей пенсии. Кроме того, она крайне важна для получения банковского, особенно ипотечного, кредита. Постепенно расширяется сектор безналичных расчетов для граждан.

Кстати, в тех областях, где осуществляется даже самое минимальное стимулирование безналичных расчетов, эффект достигается колоссальный. Так, карточные зарплатные проекты стали популярны среди населения крупных городов именно благодаря тому, что держать деньги на карте становится выгоднее, чем в наличной форме и даже на счете «до востребования». В большинстве случаев работодатель оплачивает затраты на ведение карточного счета, а банк, в свою очередь, начисляет на остаток хотя и небольшие (до 1,5), но все-таки проценты.

«Существенное смягчение налогов, льготные условия и прочее упрощение системы безналичных расчетов сделают их более привлекательными для компаний, физических лиц и банков», — считает вице-президент Ассоциации российских банков Андрей Емелин, добавляя, что «пока законодатели только усложняют безналичный оборот денег».

Другая сторона проблемы заключается в том, что около 60% нашего населения никак не охвачено сегодня банковской системой. Более того, для 20% наших граждан, пребывающих за чертой бедности, остро стоит проблема выживания, а не оптимизации денежного обращения. И если в Москве и Петербурге в бумажнике горожанина может разместиться несколько кредиток, то в некоторых не самых глухих областях России за слово «картхолдер» могут даже побить.